Забыли пароль?
 
Войти
через
  
Виртуальное Онлайн-обучение. Впечатления преподавателя.
Андрей Журавлев – преподаватель курса Adobe Photoshop

Меня зовут Андрей Журавлев. В виртуальной школе Profile я веду курсы по программе Adobe Photoshop, а сейчас хотел бы рассказать о своих впечатлениях от проведения онлайн занятий. Не только о проведении уже готового курса, но и о процессе его подготовки, о знакомстве и освоении такой формы обучения.

Надеюсь, этот рассказ позволит вам лучше понять и почувствовать особенности онлайн занятий. Не только с точки зрения учащегося, но и изнутри, глазами преподавателя. Кто знает, может быть вы сами когда-нибудь будете проводить занятия в онлайне. Поэтому, кроме описания ощущений я буду разбирать ошибки и проблемы и приводить рекомендации по их исправлению. Пусть это будет подспорьем будущим преподавателям школы Profile.

Я начну изложение в том порядке, как создавалась наша система онлайн обучения, поэтому первая половина рассказа будет больше интересна будущим преподавателям. А потом перейду к рассказу о плюсах и минусах онлайн занятий. Вторая половина будет в большей степени интересна потенциальным учащимся.


Особенности формата.

К началу освоения онлайна у меня уже было за плечами три года регулярного проведения очных занятий (больше года занятия были основной моей деятельностью и источником дохода). А консультации и мелкое текущее обучение окружающих (как личное, так и по переписке) происходило на протяжении почти всей моей карьеры. Поэтому мне было с чем сравнивать.

При кажущемся сходстве с очными у онлайн занятий есть очень серьезное отличие. Отличие это психологическое и, как ни странно, оно гораздо больше сказывается на преподавателе, чем на учащихся. Ведя занятие, ты не видишь аудиторию.

Не буду говорить про обмен энергией с аудиторией и прочие тонкие материи (хотя и это влияет). Самое главное — нет возможности оценить по лицам учащихся, поняли они объяснения или нет. На живом занятии контакт с аудиторией возникает очень быстро и по взгляду человека, его позе, мимике очень быстро понимаешь, достучался ты до него или нет. В виртуальном классе преподаватель лишен такой возможности.

При первых пробах это вылилось в сильное затягивание занятия. Я в два раза превысил отведенное на подачу материала время. Постоянно казалось, что объяснил недостаточно ясно и подробно, начинались дополнительные повторы и пережевывание, время утекало. За что и подвергся жесткой и обоснованной критике со стороны Сергея Фомина. Но стоило Сергею самому провести пробное занятие, как он повторил все те же ошибки.

Еще одним странным эффектом является монотонность речи. Никогда не замечали, что во многих видео уроках (особенно русскоязычных) рассказ ведется на единой ноте, в одном темпе, почти без интонаций? Попробуйте сесть перед микроволновой печкой и что-нибудь ей объяснить постоянно поглядывая на часы. И вы все поймете.

С непривычки тяжело разговаривать с видео камерой (опять отсутствие лиц учащихся). Кроме того, на преподавателя постоянно давит регламент. И на онлайн занятии это давление гораздо больше чем на очном. Просто потому что в онлайне все объяснения происходят немного медленнее.

Откуда появляется давление на преподавателя со стороны регламента? Из здорового желания вместить в занятие как можно больше материала. Если проводить занятие в онлайне так же, как и очное, то плотность подачи информации будет меньше раза в полтора-два. Вместо наваристого супа получается жидкий бульончик. Почему так получается?

Во-первых, тот эффект повторов и ненужного углубления в детали о котором я писал выше. Во-вторых, невозможность показать «на пальцах». На очном занятии для иллюстрации к объяснениям можно использовать указку, собственные руки, подручные материалы. В онлайне есть только трансляция экрана. В-третьих, необходимость по ходу занятия управлять виртуальным классом. Как разобраться с первым я уже писал, а все остальное можно решить за счет правильной подготовки к занятиям.



Рекомендации.


1. Наметив план занятия, четко придерживайтесь его. Давайте только те объяснения, которые планировали. Если это поможет, по ходу рассказа представляйте себе «толкового ученика», все понимающего и кивающего головой в ответ на ваш рассказ. Запланируйте больше раундов ответов на вопросы по ходу занятия. В процессе рассказа следите за чатом, если какие-то объяснения были неудачными там обязательно всплывет вопрос.

2. Попробуйте говорить не с камерой, а с конкретным человеком. Для начала будет хорошо, если в виртуальном классе окажется кто-то знакомый вам лично. Общайтесь с ним и речь сразу станет более живой. Если такого человека нет, вообразите что он все-таки присутствует, далее задача сводится к предыдущей.


Подготовка к занятиям.

Она распадается на две большие и не зависящие друг от друга части: подготовка материалов для проведения занятия и создание удобного макета класса. Давайте по традиции начнем с конца: именно удобный макет может сократить усилия и время которые преподаватель тратит на управление виртуальным классом. В процессе отладки всей системы преподавания этот макет менялся много раз и сейчас вы видите шестую или седьмую (не помню точно) версию.

Макеты виртуального класса

Главная проблема при создании макета класса — необходимость разместить на экране большое количество разных окон и нехватка места на нем. Конечно, можно сделать несколько разных макетов и переключаться между ними по ходу занятия, но это увеличивает нагрузку на преподавателя, а перескакивание окон при переходе к новому макету сбивает с толку учащихся.

После долгих экспериментов мы отказались от идеи показывать параллельно с трансляцией экрана дополнительную презентацию, убрали окно опросов в отдельный макет, оставили видео с камеры преподавателя в очень маленьком окне и максимально закрепили на экране все палитры. Теперь при переключении из макета в макет меняются местами минимум палитр, а само количество макетов сведено к четырем.

Основным является макет с максимально развернутыми по высоте списком учащихся и чатом. Это удобно, потому что позволяет преподавателю и учащимся видеть статусы (принимаю / не принимаю / смеюсь / аплодирую и т.п.) всех присутствующих в классе и свободно считывать последнюю переписку в чате. Кстати, чат — очень большое подспорье преподавателю для оперативной двухсторонней связи с аудиторией.

Кроме того, есть макет «Ответы на вопросы» с уменьшенным чатом, но увеличенным окном вопросов. Макет «видео», где за счет уменьшения списка участников и чата увеличено окно веб камеры преподавателя (он используется во время вступительного и заключительного слова). И аналогичный предыдущему макет «Опрос», только вместо видео выводится форма опроса аудитории. Особенно удобно, что переключаться между ними нужно только при переходе к специфической части занятия (опрос, ответы на вопросы), но никак не в ходе обычного рассказа.

Акцентирование

Научиться показывать в онлайне «на пальцах» тоже оказалось не сложно. Во время занятий я включаю программу Mousepose, которая подсвечивает курсор красным кругом при нажатии левой кнопки мышки. Этого хватает чтобы уверенно акцентировать внимание на нужные области экрана и использовать курсор как указку на очном занятии. А заодно она выводит на экран обозначения нажимаемых клавиш. Очень удобно при работе с шоткатами (горячими клавишами).

Избежать затяжек в рассказе помогает грамотная подготовка материалов и прежде всего «подсказка преподавателя».  В ней перечислены отдельные темы на которые разбито занятие, указано время отведенное на освещение каждой из них, тезисно перечислены мысли, которые надо донести до аудитории, указаны названия разбираемых фалов, ссылки на дополнительные материалы, опросы и т.п. Есть еще несколько хитростей, позволяющие вместить в занятие максимум материала не перегружая восприятие учащихся. Но о них я вам расскажу лично, если вы решите присоединиться к нашей дружной команде.

Макеты виртуального класса

Иллюстрации

Иллюстраций для онлайн занятия надо готовить больше, чем для очного. Учащиеся видят только трансляцию экрана преподавателя, для сохранения эффекта присутствия и динамичного действия картинки должны меняться чаще.

Запись занятия

Возможность пересмотреть запись занятия — это огромный плюс онлайн занятий. Но нельзя ограничиваться только рамками занятия. как бы ни был талантлив и лаконичен преподаватель, того материала, который он сможет преподать на занятиях, недостаточно для быстрого и качественного освоения программы. Учащимся необходимо давать дополнительный материал, изучение которого позволит глубже копнуть тему или рассмотреть ее шире, получив взаимосвязь со смежными темами. И тут очень помогает конспект.

Конспект занятия

Конспект занятия — это документ сделанный в программе Evernote. Учащийся не скачивает его, а получает обычную интернет-ссылку. Открыв ее при помощи любого броузера он увидит текущую версию документа. Конспект делается один раз, а после этого от курса к курсу его можно дорабатывать, пополнять интересными ссылками, добавлять новые вопросы и ответы на них и т.д. То есть, по окончании курса процесс обучения не заканчивается. Учащийся получает долговременную поддержку и может пользоваться материалами и ответами на вопросы возникшими в следующих группах.

Если в свободном доступе есть интересный материал по теме занятия, он копируется в отдельный Evernote-документ, ссылка на который вставляется в основной конспект. В этом документе сохраняется вся информация об авторе и ресурсе с которого был взят материал, работают гиперссылки, но он оказывается защищен от сбоев и неполадок ресурсов, на которых был изначально размещен.


Домашнее задание

Расскажу о нем отдельно, потому что, с одной стороны, оно сильно завязано на тему подготовки материалов, а с другой, непосредственно относится к проведению занятия. Я не стал придумывать велосипед и просто перенял ту систему, по которой сам когда-то учился в ЗФТШ при МФТИ. Задание состоит из 10 теоретических вопросов и одного практического задания.

Количество заданий появилось не с потолка. 10 вопросов достаточно, чтобы охватить все темы двухчасового занятия. В то же время ответ на них не занимает слишком много времени у учащегося, а проверка не перегружает преподавателя. Это не тест с выбором вариантов, ответы на вопросы даются письменно в свободной форме. Необходимость формулировать ответ упорядочивает знания учащегося, а преподавателю позволяет достаточно точно оценить его знания.

Степень подробности ответа каждый выбирает сам. У меня были учащиеся которые набирали максимальные баллы отвечая на каждый вопрос предложениями не больше 10 слов. А были люди писавшие к каждому вопросу трактаты на несколько абзацев. На мой вопрос : «Зачем так подробно?», — обычно отвечают: «Для себя, чтобы все по полочкам разложить».

Каждый ответ оценивается по трехбальной шкале: «1» — правильно, «0,5» — не совсем правильно, «0» — не правильно. При кажущейся примитивности это очень удобная система. Она проста для преподавателя (не надо думать поставить «хорошо» или «удовлетворительно») и прозрачна для учащегося (при разборе преподаватель объясняет за что снимал пол-балла).

Все теоретические вопросы можно разделить на три категории: вопросы на чистое знание («как выполнить некоторую операцию?»); вопросы на понимание принципов («в чем смысл такой-то методики») и вопросы на дополнительные знания. Ответить на них пользуясь только материалами занятия нельзя, потому что я про это не рассказывал. Последних вопросов немного, но именно сразу приучают к мысли, что все ответы вам не подадут на блюде, надо думать и искать самостоятельно.

При помощи вопросов можно не только заставить учащегося повторить весь материал занятия, но и подготовить его к выполнению практического задания. Часть вопросов сформулирована так, что ответы на них можно напрямую использовать при обработке практического примера.

Практическое задание одно. Темп занятий достаточно большой и с большим количеством заданий большинство учащихся не справились бы. Кроме того, все задания должны быть проверены преподавателем, и потом разобраны на следующем занятии. Примеры подобраны так, что для решения задачи нужно использовать все полученные знания. А последующий разбор позволяет не просто показать решение задачи, но и разобрать типичные ошибки.

Разбор домашних заданий является важным этапом, поскольку позволяет закрепить материал предыдущего занятия. Но в процессе разбора мы не только повторяем пройденный материал. Учащиеся только что повторили предыдущее занятие, ответили на контрольные вопросы, попрактиковались — это самый удобный момент дать новые знания! В процессе разбора ДЗ я обязательно рассказываю что-то новое по каждой теме, что не запомнилось бы сразу, но хорошо усваивается после самостоятельной работы.


Проведение занятий

Плюсы онлайн занятий

Достаточно низкая цена.
Основная причина та же, что и для заочных занятий: меньшие накладные расходы организатора. И это не только аренда помещений, но и уменьшение затрат времени преподавателем и более комфортные условия работы. А так же возможность набрать в группу больше учащихся.

Достаточно большое количество материала.
Обычно плотность подачи материала  на единицу времени в онлайне меньше, чем на «живом» занятии. Почему так получается должно быть понятно из описанных в начале проблем. Привыкший к очным занятиям преподаватель, не адаптированный к онлайну, будет рассказывать все медленнее. Но если преподаватель адаптировался к такой форме проведения занятий, все может быть с точностью до наоборот. Мне легко сравнивать, потому что на мастер-классе по частотному разложению в онлайне я рассказывал то же самое, что и на очных занятиях. При подготовке онлайн занятия настолько оттачиваешь материал, обращая внимание прежде всего на скорость и лаконичность изложения, что успеваешь раскрыть его быстрее, чем на очном занятии. 

Присутствие преподавателя практически «вживую».
Он не бегает по аудитории, а отображается на экране, но при этом ведет живое занятие, реагирует на эмоции аудитории и переписку в чате. У человека привыкшего к компьютерам, соц. сетям и скайпу, экран, отделяющий его от преподавателя, исчезает очень быстро. Кому-то покажется странным, но эффект «живого» присутствия преподавателя прежде всего зависит от того, смог ли преподаватель почувствовать аудиторию. У меня уже к середине первого занятия возникает эффект двухстороннего общения с некоторыми наиболее активными учениками. А после проверки первого ДЗ весь класс представляешь себе не хуже, чем при очных занятиях.

Возможность сразу (по ходу рассказа) задать вопрос.
В процессе занятия большинство старается слушать, смотреть и не отвлекаться на написание вопросов. Но в течении двухчасового занятия предусмотрены минимум четыре раунда ответов на вопросы, поэтому и задать их в итоге получается более оперативно, чем на очном занятии. Здесь опять срабатывает эффект лучшей продуманности и подготовки онлайн занятия. А у преподавателя есть возможность быстро уточнить вопрос.

Наличие в классе большого количества людей.
При очном занятии это было бы явным минусом, но в онлайне он оборачивается плюсом. Соседи по классу не толкают вас локтями, не мешают смотреть на экран и не выжигают кислород в помещении. Но они задают вопросы. И чем больше людей находится в классе, тем больше интересных вопросов (и ответов на них) вы услышите. Это срабатывает еще и потому, что в онлайне преподаватель может легко пропускать вопросы «детские», кратко ответив на них и не давая втянуть себя в неинтересную дискуссию.

Возможность задать вопросы выходящие за рамки разбираемой
Обычно это происходит за пределами официальной части (перерывы, время перед или после занятия), и я всегда с удовольствием отвечаю на такие вопросы. Если вопрос очень объемный, я могу дать краткий ответ и ссылку на дополнительный материал. В онлайне это делать гораздо удобнее: не надо переписывать ссылку с экрана, можно просто скопировать ее в командную строку броузера.

Разбор преподавателем выполненной практической работы.
Причем не только относительно краткий письменный разбор, но и наглядный разбор в онлайне на следующем занятии с показом интересных вариантов решения и возможных ошибок. Не только вашей (если вы ее совершили), но и других учащихся, конечно, без упоминания имен.

Организовать такое на очном занятии очень тяжело. Во-первых, потому что нету системы предварительного сбора файлов, а для качественной оценки преподаватель должен иметь время и возможность спокойно подумать. Во-вторых, потому что и времени у преподавателя нет — оно уходит на дорогу до места занятий и обратно.

Возможность в течении курса повторить пройденный материал.
В отличии от «живых» занятий в онлайне есть технические возможности сразу сделать запись занятия. Причем, не просто видеозапись, а запись с полным функционалом виртуального класса. С возможностью в любой момент просмотреть вопросы и чат, перейти по имеющимся ссылкам, скачать предоставленные файлы.
Как заметил один из учащихся: «После третьего просмотра вопросов не остается».

Нет привязки к расписанию.
Упомянутая выше возможность позволяет посетить онлайн занятие даже если вы пропустили назначенное время. Конечно, вы окажетесь молчаливым гостем и не сможете задать свой вопрос (на этом занятии), но все-таки вы не пропустите занятие (как на очных курсах), освоите его материал, а вопросы сформулируете и сможете задать их на следующем занятии.

Нет привязки к городу проведения занятий.
Особенно актуально для жителей глубинки, у которых в доступности просто нету соответствующих очных школ. А может школы и есть, но люди хотели бы послушать именно вас? В любом случае, возможность выбора и легкость доступа к знаниям, которые открывает онлайн, завораживают.

Плюсы для учащихся очевидны, я же хочу сказать как это выглядит со стороны преподавателя. За последние полтора года я провел занятия во многих городах России от Питера и до Владивостока, пару раз ездил в Киев. Поначалу было интересно, но перелеты быстро утомляют. А в виртуальном классе мы собираемся компанией «от Владика до Чикаго», и чувствуем себя очень комфортно.

Возможность преподавателю в любой момент уехать в отпуск и проводить занятия из номера отеля в перерывах между походами на пляж или катанием на горных лыжах даже комментировать не буду. Кстати, любой учащийся может сделать так же.

Возможность познакомиться с единомышленниками.
Чат позволяет вести активное общение (этакий аналог перешептыванию в классе), но при этом не мешает преподавателю. Кроме общего чата в классе есть возможность открыть персональный чат с любым участником занятия. А завести товарищей по интересам, живущих в других городах, иногда бывает даже более полезно, чем среди земляков.

Минусы онлайн занятий.

Требуется достаточно хороший канал доступа в интернет.
Это общее требование и к учащемуся и к преподавателю. Иначе все будет тормозить и смотреть занятие полноценно будет просто невозможно. Но, для человека дошедшего до онлайн занятий, в наше время это не должно быть большой проблемой. Тем более что требования к скорости не заоблачные. В конце концов, когда вы себя последний раз чувствовали комфортно оставшись без подключения к интернету?

Привязка по времени к расписанию.
Ничего не поделашь, чтобы общаться в реальном времени надо делать это в одно и то же для всех время. Хотя, в данном случае у учащегося есть плюс, о котором я писал выше. Преподавателю придется выходить на связь в заданное время. Однако, отсутствие привязки к месту проведения занятий здорово смягчает это требование.

Нужны навыки набора текста.
Общение «учащийся – преподаватель» происходит практически полностью письменно. В обратную сторону вся персонифицированная информация так же передается письменно. Навыки слепого набора были бы очень кстати. Не уверен, что это минус: осваивать, конечно, тяжело, зато на выходе чистый плюс (заодно и слепому набору научитесь).


Итоговые выводы.

Для меня онлайн-обучение открыло огромные возможности. Попробуйте и вы, как говорится «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!» Приходите на интересный вам мастер-класс или курс, оцените все сами и сделайте свои выводы.



Похожие по теме статьи:

Откройте для себя виртуальное онлайн-обучение.

Задать вопрос