Войти
через
   
Саша Чалдрян: ретушь как призвание
Мы встретились с Сашей Чалдряном на тропическом острове в Сиамском заливе: у нас были одинаковые модели мотоциклов и одинаково омраченные интеллектом лица: кажется, на всем кокосовом побережье мы были единственными людьми, кто целыми днями работал. Мы были одинаково бледны, одинаково сосредоточены и одинаково вовлечены в «русский пояс»: Сашины онлайн-занятия начинались в 23.00 по местному времени, мои планерки в крупном рекламном агенстве заваливались за полночь. Мы встретились около четырех часов утра возле моря – и пошли выпить пива, чувствуя себя при этом абсолютно в своей тарелке.
Часть вопросов, которые прозвучат сегодня – я задала ему еще тогда, при знакомстве. Потом у нас с ним будет много разговоров про фотографию и ретушь, про онлайн-обучение и школу Profile, в результате чего я даже уйду из своего агенства и начну собственный путь в школе. Но самое главное он рассказал мне о себе еще тогда. Послушайте и вы, возможно, в вашей жизни тоже что-то неслучайным образом изменится.
Саша Чалдрян – ведущий преподаватель курсов ретуши в школе Profile
Давай с самого простого. Как вышло, что ты стал ретушером?
– Я в детстве страшно хотел быть художником, поэтому как только родители мне купили первый компьютер, на нем сразу же появился «пиратский» фотошоп, купленный на «Горбушке». На тот момент программа была для меня просто «рисовалкой», потому что интернета у меня тогда еще не было и единственные фотографии, которые были мне доступны – это обои из стандартного набора Windows XP, штатная желтая резиновая уточка и водопады.
На первом курсе института я решил стать веб-дизайнером и случайно пошел работать в женский коллектив психологического центра. Фактически я работал «мальчиком, который понимает в компьютерах», поэтому чего только не делал: и фотографии обрабатывал (ты же дизайнер!), и коллажи какие-то простенькие делал и корпоративы снимал.
Саша Чалдрян – дизайнер в женском коллективе.
В ретушера я оформился при участии моей подруги Алены Полосухиной. Она дала мне отретачить блондинку в различных вариациях: помню, как сначала долго безуспешно чистил её хилинг брашем и нечаянно изобрел додж-н-берн и частотку. Ну, в смысле, для себя изобрел – мне тогда не приходило в голову, что об этом можно где-то почитать, и что все уже придумано. Ну а дальше пошло-поехало.
Для кого профессия? Для гуманитариев или технарей? Для социофобов, или тех, кто влюблен в людей? Для мальчиков или для девочек?
– Чтобы ответить, надо понимать, кого мы понимаем под ретушером. Для обывателя ретушер – это человек, вооруженный фотошопом. Но у меня в голове еще и градации, например. Допустим, есть цветокорректор. Он делает цвета правильнее, выполняет базовые манипуляции с уборкой проводов и подстановкой неба. Он знает, как сделать макет и чего от него ждет типография. У него, скорее, технические задачи. А есть тот, кого принято звать ретушером. Он про то же самое, но с уклоном в чистку лиц. Работает, в основном, с портретами, знает анатомию. Задачи, в общем-то, тоже технические. А вот есть фотохудожник. Это уже почти художник, только с набором готовых контуров. Возможно, там уже другой тип мышления, другие, в твоей терминологии «более гуманитарные» задачи – вроде тех, чтоб нетривиально видеть мир и идеи в этом мире. Словом, фотошоп – это всего лишь инструмент: хочешь, используй его как технарь, хочешь – как гуманитарий, как мальчик, девочка, или что-то среднее.
Нужно вообще любить людей, чтоб постоянно работать с их увеличенными в масштабе недостатками, или лучше даже немножко их ненавидеть?
Когда работаешь с увеличением в масштабе, человека не видишь. Видишь кучу бежевых пятнышек. Чтобы постоянно работать с фотографией, нужно любить фотографию. Я вот вижу не людей. Я вижу свет. Со скучным светом и работать скучно. Обработаешь с тысячу портретиков с софтом в лоб – начнешь ценить замысловатый свет и разбираться в нем.
Ретушеров справедливо ненавидят за то, что они создают недостижимый образ: человека, лишенного недостатков. Ты – часть индустрии потребления, ее солдат. Это из-за тебя у живых нормальных людей ненависть к себе, анорексия и прочие неврозы. Что скажешь в свою защиту?
Все как раз наоборот. Недостижимый образ в ретуши из-за ненависти к себе, а не ненависть из-за образа. Спрос формирует предложение. Проблема очень глубокая и, по одну сторону баррикад, лежит в области воспитания детей и личной психологии, а по другую, – в области психологии продаж и в рекламе. Формирование комплексов и неврозов, связанных, в частности, с нарциссизмом, происходит тогда же, когда выстраивается система внутренних ценностей, – в детстве. В свою защиту скажу, что работаю со взрослыми :)
В Европе и Америке популярны разные протестные движения, которые добрались и до нас: «бодипозитиа», «плюссайз мода» и тд. Как ты на это смотришь? Кончится ли это ритуальным сожжением ретушеров на площадях?
На западе дела с отношением к себе обстоят несколько лучше. Это активно педалируемая – в том числе и в рекламе – идея «Полюби себя». Оттуда и тренды на плюссайз и бодипозитив. Однако, даже как следует перегнув палку, ретушеров на площади не погонят. Цветокоррекция, ретушь одежды, стилизации и художественные изыски – все это будет актуально при любом отношении к своему телу. Ну и проблема статики – динамики. В жизни, когда объект двигается, мы на очень многие мелкие детали внимания не обращаем. У нас в голове складывается некий образ этого объекта. На статичном же изображении появляется много лишних деталей, вызывающих диссонанс. Задача – убрать лишнее в фотошопе. Даже если ничего не придется радикально приукрашивать, такая операция будет востребована – не из тщеславных запросов современной публики, а из особенностей нашего зрительного восприятия.
Например, если из плюс-сайз ремейка Victoria Secret убрать складку на внутренней стороне бедра – принципиально ничего не изменится, но картинка будет выглядеть более цельной.
Саш, но ведь представления о красоте человеческого тела не сводятся к ожирению или плохой коже и, в противовес, хорошей форме и ухоженности. Большое количество фотохудожников работает в социальном поле, расширяя наши представления о красоте. Откровенные съемки беременных женщин, цветные модели с ветилиго, альбиносы и множество людей с нестандартной внешностью...
Все подобные фотопроекты и изыскания лежат в области гиперреализма. Возможно, я путаю понятия, но именно это слово вертится в голове. Смысл таких работ не в том, чтобы приукрашивать объект, а в том, чтобы показывать его максимально честно. Чем может помочь Фотошоп в раскрытии задумки? Созданием атмосферы и правильной визуальной интонации. Речь о творческом цветкоре, контрастах и световых акцентах. И места ретушеру в рамках нашей классификации в этом сегменте нет. Есть место фотохудожнику.
Если бы тебе предложили поучаствовать в лучшем и максимально подходящем тебе социальном проекта/проектах в связке с именитым фотографом – на какую тему был бы этот проект? И альтернативно, если с социальными трудно: С кем из именитых фотографов ты хотел бы поработать над проектом в качестве ретушера?
Я бы не стал работать в связке с именитым фотографом, если речь о сослагательном наклонении и идеальной ситуации. Мне хватает навыков, чтобы самостоятельно вытягивать сложные съемки. Тем более, что опытные друзья-фотографы всегда готовы ввязаться во что-нибудь интересное. Обычно все упирается в бюджеты. Тема для социального фотопроекта давно сформирована, наброски готовы. Это проект, посвященный детской психологической травме. Мне понятно, почему эта тема не сильно популярна: мало кому из родителей захочется видеть весь тот мрак, который они творят с потомством, являясь сами так же побитыми в психологическом смысле. На эту тему уже есть прекрасный фотопроект Анны Радченко «Материнская любовь». Есть в этой теме много всего, что хотелось бы дополнить и подать иначе визуально.
Фотопроект Анны Радченко «Материнская любовь»
Расскажи о самых ярких визуальных впечатлениях последних лет. Какие-то места, кино, выставка - что угодно.
– Для меня лучшие визуальные впечатления – это путешествия, конечно. Никакие выставки и кино не могут сравниться с восторгом от банального заката на океане. Визуал ошеломляет непрерывно, например, когда просто проезжаешь на скутере многоуровневые рисовые поля на Бали. Или смотришь парад во время Марди Гра в Новом Орлеане. Или пьешь кофе, сидя на огромном балконе в Чиангмае и наблюдая, как солнце закатывается за огромную гору, а город зажигает неон. Или когда плывешь на лодочке по тропической Венеции, пестрящей тысячами цветов всех возможных оттенков в Сочимилько под Мехико. Или когда идешь по весенней роще причудливых изогнутых деревьев и нечаянно понимаешь, что еще один шаг и ты уже падаешь в обрыв с высоты нескольких сот метров в Балтийское море под Калининградом. Или когда покупаешь поющую чашу на найт-маркете в индийской Анджуне. Или когда наблюдаешь настоящий огромный смерч на Кубе. Или когда пьешь домашнее Саперави, вдыхая звенящий чистый горный воздух на берегу озера в Кахетии. Ты плачешь? 😃
Давай лучше про работу. Ты – один из самых популярных преподавателей Профайл, твое имя называют сразу вслед за Журавлевым и Шадриным, это при том, что ты значительно их моложе. Льстит?
– Я с упоением смотрю курсы и мастер-классы Андрея и Алексея. И фанатею от обоих. И мне не очень понятно, почему меня определяют с ними в один ряд, потому что мне мой уровень очевиден. Как ретушер я конечно неплох, но до методичности, эрудиции и, не побоюсь этого слова, мудрости этих метров мне еще как до Китая. Я стараюсь просто не быть роботом, давая какого-то юмора и харизмы. Я не сдерживаю эмоций – в разумных пределах. Я говорю правду, раньше резко – теперь помягче. Я пытаюсь быть понятным. Если это работает – я счастлив и горд, но стремлюсь-то к большему, постоянно что-то улучшая, переделывая, дорабатывая. Я сам – свой мудрый папа Карло и сам себе злобный Буратино. Мой перфекционизм в Профайле – уже притча во языцех.
Можно ли заработать на жизнь профессией ретушера. Расскажи вообще про рынок, что почем, сколько реально нужно пахать, чтоб получалось нормально денег, дай какие-то советы в стратегиии построения карьеры?
Мне часто задают на занятиях этот вопрос. Я каждый раз я ухожу от ответа. Слишком много факторов влияет на ответ. Допустим «что почём»? А вы почём? Ретушь – это не продукт, а услуга. Фактически, вы продаете себя. У меня есть ценник за «Чалдряна в час». Когда заказчик спрашивает, сколько будет стоить ретушь трех картинок, я отвечаю вопросом: «а сколько будет стоить ремонт трех квартир?». У меня есть ставка, я должен увидеть исходники и понять, к какому виду их надо привести, осознать, сколько у меня это займет времени и выставить ценник за картинку.
Сколько реально нужно пахать? Не знаю, здесь, скорее, важно не время, а фактор продуктивности. Рынок? Рынок есть, спрос есть, надо пахать, а не прикидывать, сколько придется пахать, чтоб уже начать зарабатывать. Тогда все получится.
Назови пять смертных грехов ретушера. И пять смертных грехов фотографа, заодно. Что прямо реально уже достало и хватит, ну пожалуйста?
Не получится. Для первоклашки написать «жизнь» через «ы» – нормальная ошибка. Но если такую ошибку допускает старшеклассник или даже студент – это уже смертный грех. То есть, у каждого уровня эти грехи свои. Если я сейчас скажу, что слишком однородный по ширине и интенсивности контровик – это смертный грех для фотографа, половина аудитории в принципе не поймет, о чем речь, еще 48 процентов поймут, но покрутят пальцем у виска, потому что это мелочь, и только 2 процента со мной согласятся.
В твоей нише нередко можно встретить штамп «западная ретушь» – что это значит, черт побери? Чем западные мастера отличаются от наших, российских, по каким приметам можно сразу определить, что картинка западная и наоборот?
Все очень просто: отличий особо никаких нет между западной ретушью и нашей. И даже азиатской. Вместо слова «западная» надо просто употребить слово «дорогая». Когда зритель смотрит на картинку и она ему нравится, он зачастую думает: «Вот это да! Вот это ретушь!» Хотя на самом деле ретуши там не больше, чем фотографии. Ретушь – это только часть процесса создания финального изображения. Если видно, что дорого, значит, скорее всего, работала команда, были бюджеты на съемку, реквизит и прочее. Если вдруг понятно, что на съемке ничего не было, и перед нами космический корабль или дракон на фоне несуществующей натуры – там заплатили умельцу-ретушеру или команде ретушеров, которые это все «нарисовали». Такие умельцы есть везде. А вот бюджеты – в основном, где угодно, но не у нас. Я лично не буду рисовать аватарскую Пандору какой-нибудь конторе за 10 000 рублей. Это адский труд и тонны времени.
Саш, а почему у тебя так мало курсов? Почему только творческая и коммерческая ретушь? Где ретушь новорожденных детей, или свадебная ретушь? Где ретушь щенков?
Обожаю этот вопрос! Мне всегда интересно, о чем думает публика, которая записывается на многодневные мастер-классы по съемке или ретуши детей. Любая съемка делится на 2 темы. Что снимать и как снимать.
Что снимать? Ребенка. Милый фон. Милые аксессуары. Милые декорации.
Что снимать? Вампира. Страшный фон. Страшные аксессуары. Страшные декорации.
Что снимать? Модницу. Фэшн-фон. Фэшн-аксессуары. Фэшн-декорации.
Пока что эти мастер-классы для стилиста, но не для фотографа или ретушера, понимаешь?
Как снимать ребенка? Поставьте мягкий свет с хорошим заполнением, присядьте.
Как снимать вампира? Поставьте свет пожестче с контровичком, глубокие тени. Не присаживайтесь.
Как снимать модницу? Поставьте портретную тарелку, пятно на фон, покрутите камеру.
Это очень условно и притянуто за уши конечно, но если у тебя есть скилл базовой логики, ты понимаешь свет и у тебя в команде хороший стилист, ты сфотографируешь что угодно. Я понимаю, когда речь заходит о мастер-классах по спецэффектам или сложных с технической точки зрения съемках. Но чтобы снять котенка, навыки нужны такие же, как чтобы снять малыша. С ретушью все еще проще. На съемке можно работать с глянцевым металлом или матовым пластиком – процесс будет разный. В фотошопе мы не работаем ни с металлом, ни с пластиком. Мы работаем с яркостью, оттенком и насыщенностью ПИКСЕЛЕЙ. Если ты можешь отретушировать человеческое лицо, ты можешь отретушировать ЧТО УГОДНО.
В художественной ретуши действуют свои законы, которые тоже весьма универсальны. Потому что это не приемы, а принципы. Единственное, что нельзя в той области уложить в принципы – это визуальный опыт. Самое, пожалуй, важное. Но тут каждый должен сам – ходить по музеям, смотреть хорошее кино и прочее, и прочее.
Мы живем в век стремительно развивающихся нейросетей: уже есть приложения, накладывающие любые художественные эффекты на любое изображение. Кажется, еще немного денег и времени для разработки – и каждое подобное изображение будет удачным. Что будет с твоей профессией?
– Обработка станет проще и быстрее. Но оператор все равно будет необходим. Речь скорее об усовершенствовании инструментов. Сомневаюсь, что наши внуки доживут до того дня, когда Искусственный интеллект сможет успешно решать проблемы уместности той или иной операции или эффекта. Про творчество вообще молчу.
Сколько лет ты вообще дашь профессии ретушера в том виде, в котором она существует сейчас? Мы примерно можем делать такие прогнозы, ведь и фотография как повально доступное занятие появилась чуть ли не при нас. Была уделом профессионалов, стала хобби любителей.
Я не волнуюсь за профессию. Ничего с ней не случится. Все (ну или почти все) люди так или иначе умеют готовить. Но не каждый при этом высоко оплачиваемый виртуозный шеф-повар. Это раз. И два.
– Ой, Мариванна, вы такая умная!
– Я не умная. Я опытная. Была бы умная, не была бы такая опытная.
Опыт – чуть ли не единственная важная штука в нашей профессии. Да пожалуй в любой профессии. Представитель хобби-класса в фотографии не проведет тысячу неудачных часов в фотостудии, чтобы на тысяча первый сделать наконец стоящий кадр. Любитель не отретуширует плохо тысячу портретов, чтобы тысяча первый вышел хорошо. А если-таки отретуширует, он уже профессионал.
Какие ретушеру нужны дополнительные навыки? Которые есть у тебя, или нет, но ты жалеешь, что не обзавелся ими? Знания анатомии, психологии, английского, усидчивость, умение рисовать, знания художников?
Умение рисовать и усидчивость. К умению рисовать причислим понимание композиции как компоновки кадра, понимание света, формы и цвета. Дальше сложнее. Что есть картинка? Перенос некоторых визуальных структур на плоскость (бумагу, а в нашем случае – виртуальный холст). Картинка не существует, пока нет человека, который ее наблюдает. То есть, зрителя. Между мной – автором – и им –зрителем – через картинку случается визуальная коммуникация. То есть, я ему что-то сообщаю. Предмет моего сообщения и способы влияния на зрителя через психо-эмоциональную окраску этого изображения формируют список нужных дополнительных навыков. Психология, философия, география, история, литература, в наше время сюда смело можно отнести и кинематографию – вот области, в которых, на мой взгляд, должен хоть что-то понимать хороший имиджмейкер.
Можно ли быть ретушером, не занимаясь особенно фотографией? Или лучше хорошо представлять себе весь процесс. А если человек не любит работать с людьми, хочет сидеть за компьютером и ретачить – так можно? Какие нюансы?
Ретушером можно быть без особых знаний фотографии. Чем меньше знаний о фотографии, тем паршивее ретушер, только и всего. Хороший ретушер не может не разбираться в фотографии – это предмет, с которым он работает. Не может скульптор работать с глыбой, если ни черта не понимает о камне. У меня с фотографией было все довольно забавно. Я очень долго не фотографировал. Но при этом ретачил и фотографию изучал – только с другой стороны баррикад. В какой-то момент взял фотоаппарат и пошел снимать. Сразу. У меня была пара вопросов про кнопочки на камере, я их выяснил за две минуты – и все. Это была студийка. Никогда не ставил свет – и ничего, поставил. У меня не было вопросов на тему того, как это делать, я к тому моменту уже понимал, как все ДОЛЖНО быть на итоговом изображении. Можно не заниматься фотографией, то есть, не брать камеру в руки, если не нравится работать с людьми. Но если разбираться в фотографии, имея опыт в ретуши, нельзя НЕ УМЕТЬ снимать. Любой хороший ретушер, как мне кажется, априори хороший фотограф, даже если ни разу не держал в руках камеру.
Можно ли говорить о таланте применимо к твоей профессии? О таланте как о даровании, особом взгляде, гениальности? Или это в ста процентах труд и навык, труд и навык?
Любовь к деятельности определяет талант. Но, как известно, одной любви никогда не бывает достаточно. Дальше жертвы, фанатизм и труд каторжника. Если в процессе любовь не улетучивается и проходит проверку на прочность, получаются талантливые работы. Как сказал Леннон, гениальность – это боль. Я от себя добавлю, чтобы описание было чуть полнее. Гениальность – это любовь.
Назови пяток любимых фотографов/ретушеров.
http://www.fieroanimals.com
Ты преподаешь в виртуальной школе, от тебя выходят уже вполне себе зрелые и сформированные профессионалы. Вы продолжаете общение после того, как они отучатся? Ты следишь за их дальнейшей судьбой?
Есть несколько выпускников, за успехами которых я поглядываю в инстаграме. За всеми уследить невозможно – там уже за 10 000 человек. Держу в голове работы учеников. Большинство действительно к концу обучения выдает весьма неплохие результаты, если говорить про коммерческую ретушь. С творческой сложнее. Там учащимся часто не хватает визуального опыта. У меня давно зрела идея «творческой мастерской», где каждый, кто придет ко мне, будет работать над своим проектом от идеи до реализации – такая настоящая проектная работа, помноженная на коллективный КПД в группе. И уже сейчас открыт новый онлайн-курс «Практика ретуши», где я эту идею буду воплощать. Рассчитываю встретить на курсе всех своих выпускников и снова помочь им стать чем-то большим, взять какую-то новую высоту. Приходите!
Пройдите ПРАКТИКУ РЕТУШИ онлайн у Саши Чалдряна – талантливого преподавателя, создателя сложных и интересных курсов по творческой и коммерческой ретуши изображений.
Алена Чорнобай avatar
Стальная женщина-пиарщик, расслабленная литературным институтом. Способна написать пресс-релиз гекзаметром, перешутить комика и перекричать пароходный гудок. Единственный блогер, которому официально разрешено использовать обсценную лексику. Пишет летопись школы.
Комментарии (1)
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или  зарегистрироваться
Елена Налетова, 12 сентября 2017 в 17:36 # | Ответить
Саша! С Днем Рождения!!! Желаю много удовольствия от творчества, сил на все проекты, чтоб проекты были интересными, взаимопонимания и мира в семье, неугасающего чувства юмора. Счастья тебе, Саша!
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или  зарегистрироваться
Задать вопрос