Забыли пароль?
 
Войти
через
  
Беззеркалки vs зеркальные камеры: «за» и «против»
О переходе на беззеркалку в последнее время написали многие известные фотографы. Антон Мартынов даже выпустил гайд по такому переходу и записал живой класс о причинах, которые могут к нему побудить. Мы решили получить, как минимум, еще одно мнение фотографа и пообщались на тему беззеркалок с Димой Шатровым.
Беззеркалки. Начало
Начиналось все как раз с “зеркалок”. Помните, как в детстве мечтали о “Зените”? Я не просто мечтал, я копил! Но вместо Зенита мне купили ЛКА (Ломо-Компакт-Автомат) – крохотный перестроечный кошмар Ленинградского опто-механического завода. А получи я тогда “Зенит” – как знать, может быть наигрался и забросил?
Можно сказать, что последние десятилетия массовый рынок делили дальномерки и зеркалки, и наличие зеркала в полнокадровой камере воспринималось скорее как удобство. По нему через оптический видоискатель идет фокусировка, и до поры до времени всех все устраивало, несмотря на ряд недостатков такого решения:
Во время спуска затвора зеркало поднимается (давая возможность свету проникнуть в камеру), а затем шумно опускается, вызывая легкое сотрясение камеры. И если вы работаете со штатива на выдержках 1/5 - 2 секунды, этот удар может стать причиной смазанного (шевеленного) кадра. Собственно, проблема решается так называемым преподъемом зеркала – функцией, доступной во всех профессиональных зеркалках.
Наличие зеркального тракта подразумевает риск поломки этого самого тракта (хотя, такое случается редко).
Увеличенный за счет зеркала так называемым “рабочий отрезок” между пленкой / сенсором и объективом требует повышенного качества оптики.
Размеры и вес камеры увеличиваются за счет наличия этого самого зеркала.
Собственно, вся проблематика. Добавьте к этому сотни миллионов объективов, выпущенных за прошедшие десятилетия. Отточенные до идеальности механические наработки. Устоявшийся рынок, погрузившийся в условно сытую стагнацию.
Беззеркалки. Первая кровь
Что мы будем называть беззеркалкой? Камеру со сменной оптикой и без оптического видоискателя, вместо которого используется электронный аналог. Таких камер за последние годы произведено много. Первой была Panasonic G1 в стандарте 4:3, если не ошибаюсь, но на полнокадровое "зеркало" никто не покушался.
Нарушила статус кво компания Sony, которая произвела фурор (по-другому не скажешь), выпустив на рынок полнокадровую крошку Sony RX1 с несменным объективом Carl Zeiss 35/2.0, адекватным ISO 1600-3200 и стоимостью железнодорожного моста. Я много работал с ее инженерным образцом, мой детальный обзор по этой игрушке живет здесь.
Камера действительно получилась отменной, и даже сейчас, спустя шесть лет с момента выпуска, она не потеряла актуальности. Фактически, это был пробный шар, прототип будущей камеры со сменной оптикой. Спустя два года Sony выпустила сразу две полнокадровые беззеркалки - более "навороченную" Sony A7R (36 Мп) и чуть более простую Sony A7 (24 Мп).
Инженеры Sony внимательно выслушали все замечания, что позволило обойти подводные камни и сразу сделать достойный продукт. Мой детальный обзор по первой версии Sony A7R живет здесь.
Конкуренты заворчали, но корпоративная неповоротливость сыграла свою роль. Последующие несколько лет Sony сладостно топтала конкурентов, выпустив к своей первой "семерке" ревизии II и III, и только в 2018 году (практически одновременно) анонсами беззеркалок разродились Canon и Nikon. Ящик Пандоры окончательно раскрылся.
Разогрев рынка
Я уже говорил о том, что фотографический рынок – животное сонное. Даже если не принимать во внимание тот факт, что современные телефоны отъели (а фактически убили) нишу малобюджетных мыльниц, все равно ситуация печальна: рынок перенасыщен предложениями, новые камеры существенно не отличаются от предыдущих, идет вяленькая эволюция. Гонка мегапикселей споткнулась о качество стекол, значения ISO 6400 так и остается пороговым для большинства камер, а динамический диапазон и без того был достаточно высоким, чтобы впечатлять неофитов.
Но ведь менеджер – он тоже человек, он кушать хочет. А уж о том, чего хочет менеджер высшего звена, можно вообще отдельную книгу написать!
И вот, появляется новая ТЕМА для кормушки: беззеркалки. "Мы уберем осточертевшее зеркало и настанет счастье!
Подумайте, ведь это же голубая мечта производителя: заставить миллионы пользователей ерзать на пятой точке и мечтать о некой чудодейственной системе, причем для реализации этой мечты нужно продать (то есть отдать задешево) старую технику, поскольку она не совместима с новой. И начались завывания в интернете:
Зеркалкой снимать не модно!
Как? Ты все еще снимаешь зеркалкой?! Сейчас все снимают беззеркалками!
Что? Он купил Nikon D5 / Canon 1DX / PhaseOne? Расскажите ему, что уже есть беззеркалки!
Пелевинская система орально-анальных вау-факторов в действии... И вот появляется беззеркалка. На сегодня это больше настойчивые попытки маркетинга перестроить сложившийся рынок и вдохнуть в него жизнь, чем необходимость следовать фотографический эволюции. Почему? Давайте посмотрим вместе.
Пустыня реальности
Теперь серьезно. Мы говорим о полнокадровых камерах, которые пытаются вытеснить зеркальные аналоги. Ниже я постарался систематизировать информацию и показать плюсы и минусы нового подхода:.
Уменьшение объема и веса за счет удаления зеркального тракта. Действительно, размеры и вес уменьшаются. Пример: камеры одного класса Nikon D850 (915 грамм) и Nikon Z7 (585 грамм) дают разницу в 330 грамм. Много. Это можно отнести как к плюсам, так и к минусам. Решайте сами, насколько это нужно именно вам. Субъективно для меня: малый вес и размеры камеры (которые производители подают как революцию) оборачиваются нарушением балансировки тушки на тяжелых объективах (24-70 и длиннее). В итоге технику менее удобно держать в руках, поскольку камера перевешивает в сторону объектива. При работе с A7R мне все время хотелось поставить батарейную ручку, чтобы утяжелить тушку.
Сокращение рабочего отрезка. Переход на новый байонет дает производителю возможность изготовить более качественные стекла и получить объективы светосилой 0.95, например (что уже стоит в планах у той же Nikon для 58 мм). Несомненный плюс, но повышение качества влечет за собой увеличение стоимости оптики.
Скорострельность и бесшумность. Вот это несомненный плюс! Никто больше на "жахает" зеркалом при спуске затвора. Но, справедливости ради, это сейчас умеют не только беззеркалки. То же самое делает та же Nikon D850 при съемке через поворотный экран в LiveView (вот мой пост с примерами фотографий 2018 года).
Размеры беззеркальной оптики. Сейчас произведено не так много стекол, но кое-что сказать уже можно. В реальности, размеры аналогичной по параметрам оптики у беззеркалок сопоставимы, а иногда и больше зеркальных аналогов. (Nikon 50/1.8: 415 гр vs 185 гр). То есть связка камера-линза легче не стала.
Стоимость беззеркальной оптики. Я сознательно не делаю акцент на высокой стоимости новинок: беззеркальные объективы пока что дороже зеркальных, но производителю нужно банально отбить существенные финансовые вложения в R&D (исследования и разработку) и накормить детей менеджеров. Пример по ценам BH Photo Video: Nikon 50/1.8G стоит 217$, а вот Nikon 50/1.8 Z обойдется уже в 597$.
Малая жизнь батарей. Это объективная сложность. Даже в спецификациях беззеркалок производитель указывает в 3-4 раза меньшее количество кадров на заряд, а в реальной работе оно и того меньше. Причин две - "жручий" сенсорный экран и меньший размер (а следовательно и емкость) аккумулятора. А теперь представьте, что вы снимаете на длинной выдержке плывущие на рассвете облака на байкальских -25 с ветром, например, и беззеркалка тупо отрубается в процессе съемки. Вы меняете аккумулятор и начинаете все заново. И где гарантия, что батарея опять не отключится во время экспонирования? Просто я был свидетелем такой сцены в прошлом году. За одно утро мой коллега сменил три аккумулятора для Sony A7R III, при этом моя Nikon D8150 "съела" 2/3 заряда одной батареи. То есть на съемочную сессию нужно брать запас аккумуляторов. И где тогда выигрыш в весе
Фокусировка в новолуние. Современная оптика беззеркалок не имеет виньерной шкалы, которая позволяет фокусироваться вручную. Это означает, например, что во время ночной съемки в новолуние невозможно сфокусироваться на бесконечность. Как выставить электронный объектив в абсолютной темноте?! Видоискателю просто не хватит света для этой процедуры, а механической возможности у вас больше нет. То есть остается только брать "старую" оптику и подключать ее через переходник.
Заметьте, я еще ни слова не сказал про цветопередачу, динамический диапазон и прочие милые нюансы, ради которых мы, надеюсь, всю эту техно-радость и покупаем. С качеством картинки все в порядке. У беззеркалок оно в целом то же, что у зеркальных собратьев. Правда, на dpreview.com недавно ругали Canon EOS R за "порезанный" сенсор, но объективных тестов никто не приводил.
Счастье есть!
Поймите меня правильно, я за эволюцию обеими руками. Чем больше будет новых моделей и технологических направлений, тем лучше для всех нас. Но не ждите от новомодной техники чудес. Что означает переход с вашей зеркальной камеру на новую, беззеркальную?
Продажа за бесценок вашего существующего техно-парка;
Высокая стоимость раскрученной новинки;
Малый парк объективов (производителю еще предстоит оптику рассчитать и выпустить);
Все те нюансы, которые мы обсудили выше.
Мы живем в интересное время! Существующая фототехника УЖЕ находится на пике развития и позволяет сделать так много, что не нужно ждать чудес с неба. Чудеса уже здесь! Достаточно просто оторвать филей от дивана и отправиться снимать тем, что у вас есть. Кто не согласен, возьмите камеру 2006-2008 года выпуска или откройте RAW-файлы того времени и покрутите их в графическом редакторе. По возможностям ощущение такое, словно руки связаны, и непонятно даже, как мы вообще работали такой техникой и что-то обрабатывали!
Приглашаю на свои живые классы и дарю вам БОНУС: введите индивидуальный промокод SHATROV при любой покупке на этой странице или при покупке классов моих коллег и получите скидку в 15%.
Дмитрий Шатров avatar
Фотограф, путешественник, создатель и вдохновитель клуба «Фотопланета», автор онлайн-курса «Lightroom для фотографа» и многочисленных мастер-классов, участник европейских выставок, имеет более восьми десятков журнальных и газетных публикаций. Постоянно таскает фотографов по приключениям, придавая профессии героический оттенок. Член Союза фотохудожников России.
Комментарии (7)
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или зарегистрироваться
Алексей Довгуля avatar
Алексей Довгуля,2 февраля 2019 в 22:55# | Ответить
Ну наконец-то, хоть кто то озвучил, что малый вес и размер это не только благо, но и зло. Кстати интересно, почему во всех бзк не ставят CF слоты?
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или зарегистрироваться
Юрий Шовгенюк avatar
Юрий Шовгенюк,1 февраля 2019 в 0:24# | Ответить
"Во время спуска затвора зеркало поднимается (давая возможность свету проникнуть в камеру), а затем шумно опускается, вызывая легкое сотрясение камеры. "
Не совсем точно - именно удар при подъеме зеркала причина смазов...
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или зарегистрироваться
Eugene Romanenko avatar
Eugene Romanenko,31 января 2019 в 22:59# | Ответить
"Современная оптика беззеркалок не имеет виньерной шкалы, которая позволяет фокусироваться вручную." - а Кэнон об этом подумал, с RF-объективами шкалу можно отображать в видоискателе (или на экране).
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или зарегистрироваться
Дмитрий Жидков avatar
Дмитрий Жидков,1 февраля 2019 в 11:17# | Ответить
Дык на соньке тоже шкала отображается + можно с помощью экранной лупы наводится на самые яркие звёзды. Не вижу ничего криминального) Учитывая, что на многих объективах ещё и перебег по бесконечности существует, и на открытой всё равно приходится крутить туда-сюда :)
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или зарегистрироваться
Kirill Agafonov avatar
Kirill Agafonov,31 января 2019 в 21:06# | Ответить
Все так! А спорт и беззеркалка вообще пока вещи несовместимые
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или зарегистрироваться
Антон Мартынов avatar
Антон Мартынов,31 января 2019 в 23:07# | Ответить
Это вы тем, кто снимает на A9 можете рассказать. =: ) 20 кадров в секунду без блэкаута на полном кадре. =: )
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или зарегистрироваться
Kirill Agafonov avatar
Kirill Agafonov,2 февраля 2019 в 14:50# | Ответить
Не буду рассказывать :) Для меня лично важно не количество кадров, а видоискатель в реалтайме
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или зарегистрироваться
Задать вопрос