Забыли пароль?
 
Войти
через
  
Артур Орлов: интервью в ностальгическом ключе
Артур Орлов — звукорежиссер, композитор, аранжировщик, преподаватель, основатель продакшн-группы «Archirecords». После восьмилетней практики работы с живыми коллективами посвятил себя студийной работе: за первый год вышли сразу три альбома на крупных лейблах Tcy-records и Crazyloverecords, а проекты Stressor и Magnetix были оценены как «бомба» — и музыкантами, и критиками. Не так давно стал победителем конкурса аранжировщиков от Damirichi, был отмечен на конкурсе миксинг-инженеров от Indabamusic.
Как преподавателя, его в первую очередь ценят за простоту в общении и в подаче материала, за «горение» любимым делом, которое он старается передать учащимся, за ориентированность на творчество, а не ремесло, за умение дать «пинка» — в самом хорошем смысле этого слова — тем, кто нуждается в придании правильного вектора своим творческим амбициям.
В Артуре буквально с первых минут подкупает какая-то обаятельная скромность, в которой нет этого вечного кокетства половины встреченных мной музыкантов. Он, без сомнения, задира, который пытается выглядеть респектабельно: почти вся беседа время от времени съезжает в шутки и воспоминания о лихих временах. Но это не ностальгическое брюзжание двух стариков о былом и невозвратном. У половины из вас – такие же воспоминания, поэтому мы дали себе вволю повспоминать. Итак, как это было:
Расскажи, как вышло, что ты стал заниматься музыкой и звуком?
— Просто повезло. Вообще-то, предполагалось, что я пойду по стопам отца и старшего брата. Оба они офицеры, а это такое хорошее мужское занятие. Но мои истинные склонности вылезли еще в детстве. Например, отчетливо помню, что пока нормальные мальчишки играли в «войнушку», я изображал чувака с гитарой или молотил в воображаемый барабан.
И «пел в кулак», как я это называю?
— (Смеется). Нет, клянусь, этого не было! Зато было как в любых произвольных мемуарах, ну, ты читала. Шел по улице, увидел местную «звезду» на скамейке. С гитарой, навыком, аудиторией какой-никакой. Коля. Хороший парень, жаль, невезучий.
Mou icon
Почему невезучий?
— Потому что я достал его потом. Всерьез так достал, не на шутку. Он сперва проникся и по доброте душевной показал мне заветные четыре аккорда. Но я их забыл, пока шел домой. Я был безнадежен. В общем, спасибо, Коле за милосердие, что тут еще скажешь?
Расскажи, как случился переход от четырех аккордов к пятому?
— Увидел и услышал Steve Vai «For The Love of God». Именно с этого момента «заразился» по-настоящему. Но у меня не было каких-то выдающихся музыкальных способностей. Были горящие глаза и дикое желание познать «секреты» мастерства. Ну, я нашел самого лучшего в городе гитариста и чудом попал в отличную команду музыкантов в три раза старше меня. Дальше часами просиживал у магнитофона, «снимая» любимые треки и пытаясь понять, как это у музыкантов получился такой звук? Именно в тот период я посвящал все время музыке, по 12-15 часов в сутки, даже во сне играл.
Как ты учился?
— Я жил в маленьком городке, информации было мало. Ну, как мало? Ноль, зиро. Ты же помнишь, каким количеством движений в то время обрастала простейшая задача? Переписать что-то, купить пластинку или кассету с чем-то стоящим. Но уж если где-то удавалось «достать» альбом, он заслушивался до дыр – и это не фигура речи. Но я еще пытался искать любую информацию о том, как создавался трек. Помню, даже записал «специальную» кассету с наиболее крутыми звуками из разных источников. Отец, понимая, куда ветер дует, адаптировал обычный магнитофон под мои нужды - скорость можно было замедлять, чтобы расслышать быстрые пассажи и интересные моменты. Сейчас технология позволяет сделать это в два клика, не меняя тональность, а тогда нужно было сильно заморочиться.
Ну, то есть, учителей, как таковых, у тебя на этом этапе не было?
— «Лучший учитель – это магнитофон» – так мне говорили все, с кем я общался. Это актуально и сейчас. Огромным толчком к развитию служили люди, которые «звучали», лучше чем я.
Ну, «наслушенность» – это, конечно, актуально всегда, но ведь сейчас полно ресурсов, чтобы как-то ускориться. Допустим, можно очень быстро найти информацию о любом треке, не заслушивая его до дыр.
— Верно. Есть интернет, курсы, мастер-классы, доступ к музыке и инструментам. Но есть и обратный эффект от всего этого: информации сейчас очень много, а вот фильтровать ее способен не каждый. Про «практиковать», начитавшись и насмотревшись – я уж и не говорю. А мне тогда, в те сложные времена – везло, понимаешь? На каждом этапе меня учили люди, которые искренне любят свое дело: они передавали практический опыт, а не транслировали «умные слова», от которых никакого толку. Эти знания и навыки позволили мне в 16 лет уверенно играть с «живым» составом взрослых музыкантов, а чуть позже без проблем сдать вступительные экзамены в музыкальный колледж. Большое спасибо педагогам, которые вместо того чтобы «ломать» меня под стандарты, наоборот, помогали мне развиваться. Закончил с отличием!
Mou icon
Ну, как выпускник – абитуриентам, посоветуй, что ли, литературу?
— Если речь идет о музыке – просто слушайте то, что нравится и «снимайте» это. Если о звуке… да то же самое. Звук и музыка – это такие вещи, которые не уместить в формулы. Впрочем, могу что-то назвать навскидку, будешь записывать?
Давай, не жадничай.
David Gibson - The Art Of Mixing - A Guide To Recording, Engineering And Production
Charles Dye - Mix It Like A Record
Paul Stavrou - Mixing With Your Mind
Ирина Алдошина - Психоакустика
Все что есть у Berklee.
Расскажи, из чего складывается твой рабочий день?
— Уже почти 10 лет у меня – тот график, который мне удобен. Сначала я занимаюсь текущими задачами, аранжировка, сведение, общение с клиентами, консультации по звуку и преподавание. Сегодня, например, нужно выбрать время и продолжить работу над онлайн-курсом по «Теории музыки» - хочу сделать все так, чтобы было понятно и эффективно.
Вот ты сейчас огромные усилия тратишь на создание обучающих программ для тех, кто хочет следовать твоему, или искать свой путь в музыке. Зачем это тебе? Что дает?
— Путь у каждого, в любом случае, будет свой, другое дело – что он будет основан на знаниях и опыте, которые люди могут перенять. А это экономит время, не просто время – годы! А вот зачем мне кого то учить… Ну, во- первых, чем больше ты делишься знаниями – тем больше знаешь сам.
Mou icon
Серьезно? Это как когда заводишь себе детей и вынужден еще разок пройти школьную программу?
— Ну, не школьную, разумеется, хотя эмоциональная составляющая примерно та же. Чтобы не упасть в грязь лицом перед своими подопечными, нужно же уметь толково ответить на любой вопрос, быть современным и интересным, не быть занудой, ну и вообще топать вперед. Это освежает. Плюс, меня очень мотивируют успехи людей, которых я учил.
Следишь за успехами?
— Конечно. И всегда на связи, с радостью общаюсь, продолжаю помогать.
Не боишься, что эта «молодая шпана сотрет нас с лица земли»?
— Жду с нетерпением. И буду просто счастлив, если стану причастным к чьему-то успеху. В конце-концов, какой учитель не мечтает об ученике, который его превзойдет? Тем более, что на самом деле нет никаких сакральных знаний, есть просто знания. Когда они собраны в курс или мастер-класс это – система. Человек просто получит мощное понимание того, как все устроено, и перестанет терзать своих близких и неблизких знакомых вечными вопросами о том, как обработать голос или выбрать звуковую карту с микрофоном. А дальше – опыт, нарабатываемый «попочасами».
Мы сейчас о курсах, которые ты преподаешь в онлайне?
— Да, это онлайн-курсы ProfileShool. До этого момента я много консультировал, помогал в частном порядке друзьям, новичкам, знакомым и коллегам, просто людям, которые пишут на почту или в соцсети. Делал небольшие видео-уроки, но когда в моей жизни появилась школа Profile, я понял, что это – именно та площадка, где получится организовать все «как надо». Я жалею, что в то время, когда я начинал, подобного даже близко не было!
Прости, не могу удержаться от любимого вопроса. Что скажешь насчет расхожей цитаты про «не умеешь сам - учи других?». Не боишься превратиться из практика в теоретика? Ведь преподавание сжирает очень много времени и сил, уж я-то знаю.
— Не так много. Основную часть своего времени я трачу именно на практику, на реальную работу. При этом я еще успеваю сам чему-то учиться. Звук и музыка – это ведь сферы, где нет «потолка». Никогда нельзя сказать о себе «я знаю и умею все». А теоретиком я не был никогда – ты вообще меня слушала? Мне это не грозит уже точно, я всегда пробую все на практике. В моей работе важно принимать решение, доверяя своим ушам. Умение слышать – часто важнее, чем обладание самым крутым стаффом. А теория – это лишь часть айсберга: без нее конечно в разы тяжелее, но теория без практики не сделает звук лучше.
Ладно, давай о земном. Вот, например, как найти заказчика? Многим интересно понимать, во что они ввязываются.
— Тут я отвечу кратко. Старайтесь стать лучшим в своем деле, и заказчик сам вас найдет. Я думаю, этот принцип одинаков во всех сферах деятельности.
Mou icon
Тогда давай поконкретнее. Вот я хочу стать лучшей. С чего начинать освоение работы над звуком?
— С прокачки ушей, знаний и получения опыта. Нужно научиться слышать, огромное значение имеет то, на чем слушать и в каких условиях. Сейчас в каждом городе есть студия. Первым делом нужно сходить туда и просто послушать любимые треки в студийных условиях. Это поможет сформировать слуховой опыт. Даже часа будет достаточно для того, чтобы понять разницу. Второе – это изучение приборов и софта, которые есть. Важно понять, что и как работает в теории и на практике. Третий момент: пробовать делать на том, что есть сейчас. «Если звучит хорошо - какая разница на чем это сделано! Если звучит плохо - какая разница на чем это сделано?»
Музыкальное образование нужно иметь? Звукрежу, музыканту?
— В плане диплома? Или знаний, закрепленных опытом?
Ну, нотную грамоту-то надо знать?
— Да простят меня теоретики, но знание нотной грамоты никого не делает музыкантом. Также, как и знание устройства пульта и прибора не гарантирует вам, что вы нарулите на нем желаемый звук. Chris Lord Alge – не получал классического звукорежиссерского образования, но это не помешало ему стать одним из самых востребованных специалистов в мире. Ну и масса музыкантов, которые не зная ни одной ноты, отлично играют на инструменте. Тут важнее не образование, а понимание музыки.
Ну и как звукорежиссер сможет собрать баланс инструментов, если он не может отличить главную партию от второстепенной?
— Или как можно делать тюнинг, если вы не слышите фальшивых нот, или не слышите, что конкретный аккорд – ну совсем не в тему, хотя звук при этом супер-крутой! Разумеется, есть самородки, которые все делают интуитивно и добиваются отличного результата, но их меньшинство.
Скажи, а так ли важно в современном мире качество звука? Большинство людей слушают музыку через обычные «вкладыши» в метро.
— Проведи простой эксперимент. Запиши свой любимый трек на диктофон и послушай через «вкладыши». Потом сравни в них же со студийным вариантом этого же трека - есть разница? Если скажешь, что нет – то, видимо, звук – это не твое.
Так, обо мне поговорили, спасибо. Давай о том, что интересует большинство начинающих. Вот, допустим, школа Profile прислала актуальные вопросы. Например: сейчас огромное количество программных обработок – что вы можете сказать о выборе, какие лучше, хуже?
— Лучше те, которые подходят в данный момент, и которыми вы умеете пользоваться. За последние годы софт стал значительно доступнее и круче, но как и с дорогим железом – его нужно уметь применять. Я слышал кучу примеров, когда используя дорогущее железо люди делали звук в разы хуже, чем любой может нарулить у себя на ноутбуке с бесплатным софтом. Несмотря на все обилие плагинов, все они выполняют одни и те же задачи. Где-то интерфейс красивее, и вот нам уже кажется что звук лучше. А вы попробуйте послушать работу 10 разных софт-компрессоров, не видя картинки – вы определите на слух, где – какой? Такие же вещи происходят в сравнении софта и железа – зачем их сравнивать вообще? Дело в руках и ушах. Никакой прибор в мире не даст вам подачи, эмоции и крутого исполнения. Главное, добились вы результата или нет: на софте – отлично, в железе – отлично!
Еще вопрос из той же копилки: какие типичные ошибки при обработке звука?
— Основная ошибка это кручение ручек без задачи. То есть, вы не представляете, что конкретно вы хотите получить. Это вам не дизайн, допустим, где рандом часто дает идею. Вторая частая ошибка – это овер процессинг. Например, когда у вас есть 50 компрессоров (прямо крутейших и супер-замечательных!), вы стараетесь впихнуть все 50 туда, где компрессор вообще не нужен, и вся обработка заключается в движении фейдера громкости. Сначала задача, потом – выбор инструмента и его рулежка.
Можно ли в домашних условиях писать музыку хорошего качества и добиваться хорошего звучания?
— Да, также как и в студии можно записать ужасно – все дело в том как вы применяете то, что есть.
Последний любимый вопрос – и заканчиваем. Можно ли получать доход, работая со звуком? И как, допустим, заработать на своей музыке?
— Средств для заработка при работе со звуком сейчас вагон и тележка – ну, разумеется, если уровень соответствует. Продажа треков на стоковых сервисах и изготовление «минусовок» или музыки под ключ.Также очень быстро распространяется работа в коллаборации как сессионного специалиста – причем, вы можете работать хоть у себя на кухне – главное результат.
Спасибо тебе, удачи во всех сферах деятельности и, конечно, талантливых учеников.
Алена Чорнобай avatar
Стальная женщина-пиарщик, расслабленная литературным институтом. Способна написать пресс-релиз гекзаметром, перешутить комика и перекричать пароходный гудок. Единственный блогер, которому официально разрешено использовать обсценную лексику. Пишет летопись школы.
Комментарии (1)
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или зарегистрироваться
Максим Субботин avatar
Максим Субботин,19 сентября 2017 в 17:01# | Ответить
Отличное интервью, спасибо!
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или зарегистрироваться
Задать вопрос