Войти
через
   
Артур Орлов: интервью в ностальгическом ключе
Артур Орлов — звукорежиссер, композитор, аранжировщик, преподаватель, основатель продакшн-группы «Archirecords». После восьмилетней практики работы с живыми коллективами посвятил себя студийной работе: за первый год вышли сразу три альбома на крупных лейблах Tcy-records и Crazyloverecords, а проекты Stressor и Magnetix были оценены как «бомба» — и музыкантами, и критиками. Не так давно стал победителем конкурса аранжировщиков от Damirichi, был отмечен на конкурсе миксинг-инженеров от Indabamusic.
Как преподавателя, его в первую очередь ценят за простоту в общении и в подаче материала, за «горение» любимым делом, которое он старается передать учащимся, за ориентированность на творчество, а не ремесло, за умение дать «пинка» — в самом хорошем смысле этого слова — тем, кто нуждается в придании правильного вектора своим творческим амбициям.
В Артуре буквально с первых минут подкупает какая-то обаятельная скромность, в которой нет этого вечного кокетства половины встреченных мной музыкантов. Он, без сомнения, задира, который пытается выглядеть респектабельно: почти вся беседа время от времени съезжает в шутки и воспоминания о лихих временах. Но это не ностальгическое брюзжание двух стариков о былом и невозвратном. У половины из вас – такие же воспоминания, поэтому мы дали себе вволю повспоминать. Итак, как это было:
Расскажи, как вышло, что ты стал заниматься музыкой и звуком?
— Просто повезло. Вообще-то, предполагалось, что я пойду по стопам отца и старшего брата. Оба они офицеры, а это такое хорошее мужское занятие. Но мои истинные склонности вылезли еще в детстве. Например, отчетливо помню, что пока нормальные мальчишки играли в «войнушку», я изображал чувака с гитарой или молотил в воображаемый барабан.
И «пел в кулак», как я это называю?
— (Смеется). Нет, клянусь, этого не было! Зато было как в любых произвольных мемуарах, ну, ты читала. Шел по улице, увидел местную «звезду» на скамейке. С гитарой, навыком, аудиторией какой-никакой. Коля. Хороший парень, жаль, невезучий.
Mou icon
Почему невезучий?
— Потому что я достал его потом. Всерьез так достал, не на шутку. Он сперва проникся и по доброте душевной показал мне заветные четыре аккорда. Но я их забыл, пока шел домой. Я был безнадежен. В общем, спасибо, Коле за милосердие, что тут еще скажешь?
Расскажи, как случился переход от четырех аккордов к пятому?
— Увидел и услышал Steve Vai «For The Love of God». Именно с этого момента «заразился» по-настоящему. Но у меня не было каких-то выдающихся музыкальных способностей. Были горящие глаза и дикое желание познать «секреты» мастерства. Ну, я нашел самого лучшего в городе гитариста и чудом попал в отличную команду музыкантов в три раза старше меня. Дальше часами просиживал у магнитофона, «снимая» любимые треки и пытаясь понять, как это у музыкантов получился такой звук? Именно в тот период я посвящал все время музыке, по 12-15 часов в сутки, даже во сне играл.
Как ты учился?
— Я жил в маленьком городке, информации было мало. Ну, как мало? Ноль, зиро. Ты же помнишь, каким количеством движений в то время обрастала простейшая задача? Переписать что-то, купить пластинку или кассету с чем-то стоящим. Но уж если где-то удавалось «достать» альбом, он заслушивался до дыр – и это не фигура речи. Но я еще пытался искать любую информацию о том, как создавался трек. Помню, даже записал «специальную» кассету с наиболее крутыми звуками из разных источников. Отец, понимая, куда ветер дует, адаптировал обычный магнитофон под мои нужды - скорость можно было замедлять, чтобы расслышать быстрые пассажи и интересные моменты. Сейчас технология позволяет сделать это в два клика, не меняя тональность, а тогда нужно было сильно заморочиться.
Ну, то есть, учителей, как таковых, у тебя на этом этапе не было?
— «Лучший учитель – это магнитофон» – так мне говорили все, с кем я общался. Это актуально и сейчас. Огромным толчком к развитию служили люди, которые «звучали», лучше чем я.
Ну, «наслушенность» – это, конечно, актуально всегда, но ведь сейчас полно ресурсов, чтобы как-то ускориться. Допустим, можно очень быстро найти информацию о любом треке, не заслушивая его до дыр.
— Верно. Есть интернет, курсы, мастер-классы, доступ к музыке и инструментам. Но есть и обратный эффект от всего этого: информации сейчас очень много, а вот фильтровать ее способен не каждый. Про «практиковать», начитавшись и насмотревшись – я уж и не говорю. А мне тогда, в те сложные времена – везло, понимаешь? На каждом этапе меня учили люди, которые искренне любят свое дело: они передавали практический опыт, а не транслировали «умные слова», от которых никакого толку. Эти знания и навыки позволили мне в 16 лет уверенно играть с «живым» составом взрослых музыкантов, а чуть позже без проблем сдать вступительные экзамены в музыкальный колледж. Большое спасибо педагогам, которые вместо того чтобы «ломать» меня под стандарты, наоборот, помогали мне развиваться. Закончил с отличием!
Mou icon
Ну, как выпускник – абитуриентам, посоветуй, что ли, литературу?
— Если речь идет о музыке – просто слушайте то, что нравится и «снимайте» это. Если о звуке… да то же самое. Звук и музыка – это такие вещи, которые не уместить в формулы. Впрочем, могу что-то назвать навскидку, будешь записывать?
Давай, не жадничай.
David Gibson - The Art Of Mixing - A Guide To Recording, Engineering And Production
Charles Dye - Mix It Like A Record
Paul Stavrou - Mixing With Your Mind
Ирина Алдошина - Психоакустика
Все что есть у Berklee.
Расскажи, из чего складывается твой рабочий день?
— Уже почти 10 лет у меня – тот график, который мне удобен. Сначала я занимаюсь текущими задачами, аранжировка, сведение, общение с клиентами, консультации по звуку и преподавание. Сегодня, например, нужно выбрать время и продолжить работу над онлайн-курсом по «Теории музыки» - хочу сделать все так, чтобы было понятно и эффективно.
Вот ты сейчас огромные усилия тратишь на создание обучающих программ для тех, кто хочет следовать твоему, или искать свой путь в музыке. Зачем это тебе? Что дает?
— Путь у каждого, в любом случае, будет свой, другое дело – что он будет основан на знаниях и опыте, которые люди могут перенять. А это экономит время, не просто время – годы! А вот зачем мне кого то учить… Ну, во- первых, чем больше ты делишься знаниями – тем больше знаешь сам.
Mou icon
Серьезно? Это как когда заводишь себе детей и вынужден еще разок пройти школьную программу?
— Ну, не школьную, разумеется, хотя эмоциональная составляющая примерно та же. Чтобы не упасть в грязь лицом перед своими подопечными, нужно же уметь толково ответить на любой вопрос, быть современным и интересным, не быть занудой, ну и вообще топать вперед. Это освежает. Плюс, меня очень мотивируют успехи людей, которых я учил.
Следишь за успехами?
— Конечно. И всегда на связи, с радостью общаюсь, продолжаю помогать.
Не боишься, что эта «молодая шпана сотрет нас с лица земли»?
— Жду с нетерпением. И буду просто счастлив, если стану причастным к чьему-то успеху. В конце-концов, какой учитель не мечтает об ученике, который его превзойдет? Тем более, что на самом деле нет никаких сакральных знаний, есть просто знания. Когда они собраны в курс или мастер-класс это – система. Человек просто получит мощное понимание того, как все устроено, и перестанет терзать своих близких и неблизких знакомых вечными вопросами о том, как обработать голос или выбрать звуковую карту с микрофоном. А дальше – опыт, нарабатываемый «попочасами».
Мы сейчас о курсах, которые ты преподаешь в онлайне?
— Да, это онлайн-курсы ProfileShool. До этого момента я много консультировал, помогал в частном порядке друзьям, новичкам, знакомым и коллегам, просто людям, которые пишут на почту или в соцсети. Делал небольшие видео-уроки, но когда в моей жизни появилась школа Profile, я понял, что это – именно та площадка, где получится организовать все «как надо». Я жалею, что в то время, когда я начинал, подобного даже близко не было!
Прости, не могу удержаться от любимого вопроса. Что скажешь насчет расхожей цитаты про «не умеешь сам - учи других?». Не боишься превратиться из практика в теоретика? Ведь преподавание сжирает очень много времени и сил, уж я-то знаю.
— Не так много. Основную часть своего времени я трачу именно на практику, на реальную работу. При этом я еще успеваю сам чему-то учиться. Звук и музыка – это ведь сферы, где нет «потолка». Никогда нельзя сказать о себе «я знаю и умею все». А теоретиком я не был никогда – ты вообще меня слушала? Мне это не грозит уже точно, я всегда пробую все на практике. В моей работе важно принимать решение, доверяя своим ушам. Умение слышать – часто важнее, чем обладание самым крутым стаффом. А теория – это лишь часть айсберга: без нее конечно в разы тяжелее, но теория без практики не сделает звук лучше.
Ладно, давай о земном. Вот, например, как найти заказчика? Многим интересно понимать, во что они ввязываются.
— Тут я отвечу кратко. Старайтесь стать лучшим в своем деле, и заказчик сам вас найдет. Я думаю, этот принцип одинаков во всех сферах деятельности.
Mou icon
Тогда давай поконкретнее. Вот я хочу стать лучшей. С чего начинать освоение работы над звуком?
— С прокачки ушей, знаний и получения опыта. Нужно научиться слышать, огромное значение имеет то, на чем слушать и в каких условиях. Сейчас в каждом городе есть студия. Первым делом нужно сходить туда и просто послушать любимые треки в студийных условиях. Это поможет сформировать слуховой опыт. Даже часа будет достаточно для того, чтобы понять разницу. Второе – это изучение приборов и софта, которые есть. Важно понять, что и как работает в теории и на практике. Третий момент: пробовать делать на том, что есть сейчас. «Если звучит хорошо - какая разница на чем это сделано! Если звучит плохо - какая разница на чем это сделано?»
Музыкальное образование нужно иметь? Звукрежу, музыканту?
— В плане диплома? Или знаний, закрепленных опытом?
Ну, нотную грамоту-то надо знать?
— Да простят меня теоретики, но знание нотной грамоты никого не делает музыкантом. Также, как и знание устройства пульта и прибора не гарантирует вам, что вы нарулите на нем желаемый звук. Chris Lord Alge – не получал классического звукорежиссерского образования, но это не помешало ему стать одним из самых востребованных специалистов в мире. Ну и масса музыкантов, которые не зная ни одной ноты, отлично играют на инструменте. Тут важнее не образование, а понимание музыки.
Ну и как звукорежиссер сможет собрать баланс инструментов, если он не может отличить главную партию от второстепенной?
— Или как можно делать тюнинг, если вы не слышите фальшивых нот, или не слышите, что конкретный аккорд – ну совсем не в тему, хотя звук при этом супер-крутой! Разумеется, есть самородки, которые все делают интуитивно и добиваются отличного результата, но их меньшинство.
Скажи, а так ли важно в современном мире качество звука? Большинство людей слушают музыку через обычные «вкладыши» в метро.
— Проведи простой эксперимент. Запиши свой любимый трек на диктофон и послушай через «вкладыши». Потом сравни в них же со студийным вариантом этого же трека - есть разница? Если скажешь, что нет – то, видимо, звук – это не твое.
Так, обо мне поговорили, спасибо. Давай о том, что интересует большинство начинающих. Вот, допустим, школа Profile прислала актуальные вопросы. Например: сейчас огромное количество программных обработок – что вы можете сказать о выборе, какие лучше, хуже?
— Лучше те, которые подходят в данный момент, и которыми вы умеете пользоваться. За последние годы софт стал значительно доступнее и круче, но как и с дорогим железом – его нужно уметь применять. Я слышал кучу примеров, когда используя дорогущее железо люди делали звук в разы хуже, чем любой может нарулить у себя на ноутбуке с бесплатным софтом. Несмотря на все обилие плагинов, все они выполняют одни и те же задачи. Где-то интерфейс красивее, и вот нам уже кажется что звук лучше. А вы попробуйте послушать работу 10 разных софт-компрессоров, не видя картинки – вы определите на слух, где – какой? Такие же вещи происходят в сравнении софта и железа – зачем их сравнивать вообще? Дело в руках и ушах. Никакой прибор в мире не даст вам подачи, эмоции и крутого исполнения. Главное, добились вы результата или нет: на софте – отлично, в железе – отлично!
Еще вопрос из той же копилки: какие типичные ошибки при обработке звука?
— Основная ошибка это кручение ручек без задачи. То есть, вы не представляете, что конкретно вы хотите получить. Это вам не дизайн, допустим, где рандом часто дает идею. Вторая частая ошибка – это овер процессинг. Например, когда у вас есть 50 компрессоров (прямо крутейших и супер-замечательных!), вы стараетесь впихнуть все 50 туда, где компрессор вообще не нужен, и вся обработка заключается в движении фейдера громкости. Сначала задача, потом – выбор инструмента и его рулежка.
Можно ли в домашних условиях писать музыку хорошего качества и добиваться хорошего звучания?
— Да, также как и в студии можно записать ужасно – все дело в том как вы применяете то, что есть.
Последний любимый вопрос – и заканчиваем. Можно ли получать доход, работая со звуком? И как, допустим, заработать на своей музыке?
— Средств для заработка при работе со звуком сейчас вагон и тележка – ну, разумеется, если уровень соответствует. Продажа треков на стоковых сервисах и изготовление «минусовок» или музыки под ключ. Также очень быстро распространяется работа в коллаборации как сессионного специалиста – причем, вы можете работать хоть у себя на кухне – главное результат.
Спасибо тебе, удачи во всех сферах деятельности и, конечно, талантливых учеников.
Алена Чорнобай avatar
Стальная женщина-пиарщик, расслабленная литературным институтом. Способна написать пресс-релиз гекзаметром, перешутить комика и перекричать пароходный гудок. Единственный блогер, которому официально разрешено использовать обсценную лексику. Пишет летопись школы.
Комментарии (1)
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или  зарегистрироваться
Maxim Subbotin, 19 сентября 2017 в 17:01 # | Ответить
Отличное интервью, спасибо!
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или  зарегистрироваться
Задать вопрос