Войти
через
   
Как стать сценаристом с нуля и почему сейчас - самое время
О профессии сценариста ходит много легенд: их представляют и вальяжными писателями возле пруда — с непременной печатной машинкой, сигарой и стаканом хорошего виски, и молодыми бездельниками кинопрома — с антидепрессантами, дедлайнами и постоянным потоком правок. Кто-то думает, что они зарабатывают миллионы, а кто-то — что работают за копейки. Успешный сценарист Никита Кукарцев развенчал для вас мифы и ответил на вопросы Алены Чорнобай – начинающего сценариста, у которой пока ничего не выходит.
Untitled

— Начнем с главного: правда ли, что на российском рынке острая нехватка сценаристов? Во всяком случае, создается такое впечатление, если следить за отечественными шоураннерами, которые уже, кажется, научились прилично снимать, прилично красить видео и даже сносно делать спецэффекты. Но что со сценариями? Как ты оцениваешь ситуацию?
Я бы сказал, что мнение «все хорошо, просто сценаристов нет» — очень  распространенный даже в «киношной» среде миф. Иногда создается ощущение, что коллеги таким образом платят сценаристам за их непубличность. «Думали отсидеться, пока на нас выливается все критика? Нет уж!».
В действительности же, как мне кажется, наша индустрия сделала огромный шаг вперед — в том числе, и в сценарном плане. Прежде всего, это касается сериалов. В последние  пять-шесть лет вышло очень много интересных проектов на стыке авторского кино и мейнстрима. Некоторые — вполне способны тягаться с зарубежными: собственно, какие-то из них неплохо показывали себя даже на «Нетфликсе».
Значит ли это, что индустрия переполнена, и новые сценаристы больше не нужны? Ровно наоборот! До перенасыщения нам еще очень далеко, а здоровая конкуренция как раз создает наилучшие условия для творчества. Многообразие формирует логику рынка.
Представьте себе безжизненный пейзаж из второсортных фильмов и сериалов, скопированных с Голливуда. Выделиться на этом фоне можно просто затащив в проект звезду покрупнее, а сценарий воспринимается как дело десятое…
Более того, в этих условиях кажется неоправданным риском брать в производство какой-то нестандартный, неформатный проект. А сейчас, когда выбор стал куда богаче, абсолютно все понимают: чтобы выдержать конкуренцию, нужны яркие, оригинальные, цепляющие идеи — и все их ищут.
— Кто конкретно? Как ты можешь описать современного успешного сценариста? Сколько ему лет, где он учился, заканчивал ли киновузы, писал ли раньше книжки или вообще какие-то тексты? Кто заправляет ситуацией на рынке, какие люди?
Про какой-то собирательный образ сказать сложно — все приходят в эту профессию разными путями и в разном возрасте. Сценарное образование действительно важно — другое дело, что получить его можно самыми разными способами. Это может быть вуз, могут быть курсы, может быть даже самообразование. Дипломов в кино никто не спрашивает, но если человек не представляет себе, как работает драматургия — его сценарии и даже заявки выдадут его в один момент.
Если говорить о самых топовых сценаристах, которые, как мне кажется, задают сейчас тренды — то они, в основном, начали писать еще в нулевых, и писали много, но супер-успех с ними случился в начале-середине десятых. Сложно выделить в их карьерных историях что-то общее, кроме одного: они очень, очень трудолюбивы и плодотворны.
ПЯТЬ ХОРОШИХ РУССКИХ СЦЕНАРИСТОВ:
Андрей Золотарев, «Триггер»
Роман Кантор, «Эпидемия»
Олег Маловичко, «Нулевой пациент», «Хрустальный»
Наталия Мещанинова, «Шторм», «Пингвины моей >мамы»
Дмитрий Константинов и Алена Званцова, « Оттепель»
— А как насчет тебя? Ведь не из одного только трудолюбия рождаются профессионалы? У тебя есть какое-то специальное образование — филфак, киновуз, может быть? Ты писал раньше романы, рассказы? Как ты стал сценаристом?
Мой собственный путь, честно говоря, до ужаса прямолинеен. Истории я любил придумывать с самого детства, потом в 11 лет мне в руки случайно попал журнал о кино — и с этого момента я думал только об одном. Сразу понял, что хочу принимать участие именно в создании фильмов, а не быть, например, писателем.
После школы я сразу поступил на кафедру драматургии в Санкт-Петербургском институте Кино и Телевидения, по окончании вуза пошел в режиссерскую мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссеров, а параллельно начал делать первые шаги в индустрии. При этом так вышло, что даже в режиссерской тусовке я остался сценаристом до мозга костей…
— Но ведь многие думают, что сценарная практика едва ли целиком принадлежит филологам, писателям, блогерам — словом, людям, которые мастерски управляются со словом. Так ли это?
Совершенно точно не так. Идеальная грамотность, начитанность, прекрасный слог — все это не является гарантией того, что человек преуспеет в сценаристике. Нередко филологам, писателям и лингвистам, наоборот, сложно перестроиться с языка описания на язык действия. Не зря ведь писатель, самостоятельно адаптирующий свое литературное произведение для киноэкрана — до сих пор явление не такое уж и частое. Для этого нужен другой способ мышления, другой взгляд и — другой человек.
При этом я лично знаю людей, которые за заре карьеры страдали косноязычием и делали ошибки через слово. Сейчас они успешно реализовались в профессии. Это, конечно, не отменяет того, что вам надо понимать свои слабые места и работать над собой, постоянно совершенствоваться, но стартовать можно с любого уровня, было бы желание.
— То есть, проще наполнить пустую чашку, чем научить писателя мыслить экшенами?
Почему же? Скорее, все зависит от того, настроен ли человек переучиваться. Если писавший прозу уверен, что сценарии —  это та же литература, но с примитивным, упрощенным слогом — тут да, тут будут сложности. Надо просто заранее понимать, что придется перестраивать язык, сам способ записи.
Даже самые выдающиеся писатели редко бывают лучшими кандидатами на роль сценаристов, когда речь заходит об экранизации их книг… Очень уж болезненно они относятся к изменениям, которые неизбежно происходят в процессе. Стивен Кинг, например, терпеть не может экранизацию своего романа «Сияние» - и это действительно два очень разных произведения, но оба я считаю великими. Сценаристы же в целом более привычны к постоянным правкам и трансформации ими написанного уже во время съемок. В общем, относятся к этому «философски».
— А кроме терпимости к правкам, какие качества ты бы назвал самыми важными для сценариста?
Думаю, это упорство, эмоциональная выносливость и умение держать удар. Я знал потрясающе талантливых молодых авторов, которые сдавались на третьем, пятом, восьмом драфте… Либо сами съедали себя лишними сомнениями, стирая отличные сцены в поисках лучших, а в итоге оставались с пустым листом. Это тоже важный момент: вряд ли автор может обойтись без рефлексии, но тут надо знать меру. И очень пригодится самоконтроль. Ну и, конечно, фантазия - куда же без нее.
— Существует расхожая (благодаря Михаилу Задорнову) байка про сценаристов, которая, кажется, отражает суть профессии:
Студентам сценарного факультета дают задание: в гости пришли мужчина и женщина, как показать, что это муж и жена, но без слов? Студенты предлагают:
Он помогает ей снять пальто.
И что? Может это любовница.
Они держатся отчужденно, каждый раздевается сам.
Может любовница, которой он отказался купить новые колготки.
В общем, победил вариант: он сморкается в носовой платок, отдает его ей, она кладет платок в свою сумочку.
Это, действительно, гениальный ответ? Расскажи, почему? Как бы ты сам решил эту задачку?
Неплохо, но полагаю, не каждая жена и не в каждую сумочку положит такой платок… Я бы сделал наоборот — показал, как она достает из сумки таблетницу, протягивает ему таблетку, он беспрекословно выпивает. По-моему, очень типичная для семейных пар история.
Тут важно вообще-то понять, а почему возникла такая задачка? Нам в вузе ее, помнится, тоже давали. Потому что кино — это искусство визуальное, и сценарист должен выражать смыслы прежде всего через действия. Но в целом, конечно, ситуация имеет смысл только как упражнение. В реальном сценарии обязательно возникнет пара фраз, по которым все сразу будет понятно — просто потому что это естественно.
Заставлять героев играть в «молчанку» тоже не стоит. Важно просто сначала думать про действие, а потом уже про диалог.
— Допустим, наш читатель тоже может придумать такой ход: он наблюдателен, умен и нестандартно подходит к решению вопросов. Чему ему придется еще научиться, чтобы стать профессиональным сценаристом?
Во-первых, ре-мес-лу. Базовым принципам, правилам построения истории, структуре. В общем, владению основными драматургическими инструментами, без которых самая бурная фантазия вряд ли вас спасет.
Также любой сценарист должен уметь слышать критику — и отделять объективные замечания от вкусовщины. При этом, надо учиться и самому находить явные огрехи в чужом материале.
Наконец, последняя пара скиллов — умение находить компромисс и умение отстаивать свою точку зрения. Создание кино — это процесс коллективный, и сценарист постоянно имеет дело с соавторами, режиссерами, продюсерами, редакторами, у которых свой взгляд на историю. Без искусства компромисса тут просто не обойтись. Но если какой-то элемент истории вы считаете принципиально важным — что ж: докажите коллегам, что это действительно так.
— Ты говоришь, что важно еще и уметь видеть огрехи в чужом материале. У тебя так и происходит? Назови худшие сценарии из последних работ, что ты видел. Что в них плохого?
Обычно больше всего расстраивают фильмы, на которые возлагал какие-то ожидания, особенно если это продолжения популярных франшиз.
Больше всего расстраивают долгожданные продолжения известных франшиз
ПЯТЬ ОЧЕНЬ ПЛОХИХ СЦЕНАРИЕВ
Человек-муравей 3
Фантастические твари: Тайны Дамблдора
Чудо-женщина: 1984
Звездный войны. Скайуокер. Восход
«50 оттенков серого»
Вообще-то, я стараюсь оберегать себя от совсем уж плохих сценариев еще на подступах —потому что взял себе за правило досматривать абсолютно любую картину, если уж начал. Но некоторые фильмы настолько ужасны, что от них даже получаешь удовольствие.
Например, две популярных серии: «50 оттенков» и «После». Сложно представить более бессодержательные и бессвязные сценарии, и я искренне упиваюсь тем, насколько в них все плохо.
Некоторые сценарии так ужасны, что даже восхищают
— Окей, смотри: в конце 19 века французский театровед Жорж Польти заявил: «Все драматические произведения основаны на тридцати шести сюжетах». По-моему, он сильно преувеличил и их куда меньше. Причем, на каждый - уже существует с десяток хороших фильмов. Расскажи, как ты придумываешь идеи для своих сценариев? Как вообще придумать что-то свежее и нужно ли, чтобы оно непременно было свежим?
Недавно я действительно пытался проанализировать, как у меня рождаются идеи — и понял, что те, которые мне самому нравятся больше всего, обычно приходят из области социального. То есть я натыкаюсь на какую-то новость, статью или начинаю изучать некое общественное явление - и понимаю, что хочу рассказать историю на эту тему. Ну а следующим шагом я стараюсь придумать концепт, который бы сочетал важную и интересную лично мне проблематику и эффектную жанровую «оболочку», аттракцион для зрителя.
Что же касается «свежести»... Мне кажется, очень важно отдавать себе отчет, что мы живем в 21-м веке, а не в эпоху Шекспира. Писать историю о чем-либо и притворяться, что до тебя об этом же не писали и не снимали десятки и сотни людей - путь, мне кажется, тупиковый. Комбинировать знакомые сюжеты, отталкиваться от них, экспериментировать с ними, разворачивать их на 180 градусов - это нормально. Если вы подходите к этому процессу не механически, а понимаете, что лично вам важно и интересно в истории, если вы привносите в нее свое «Я» - она получится уникальной. Театральный режиссер Петр Фоменко говорил актерам: «В театре всё было, не было только вас». И со сценаристикой  это работает так же.
— Хорошо, вот у нас есть идея, что происходит дальше? Расскажи, из каких этапов состоит работа сценариста? Что за чем следует, сколько на это нужно времени, сколько людей задействовано во всех этапах и на что конкретно они влияют?
Можно четко выделить четыре этапа. Логлайн — описание замысла в нескольких предложениях. Синопсис — очень краткий пересказ всей истории на нескольких страницах. Поэпизодный план — история, разложенная на сцены. И сам сценарий.
В случае с сериалами добавляется еще посерийный план — подробное описание сюжета с делением на серии. Кроме сценариста, в процессе обычно участвуют редактор, креативный продюсер и режиссер. С последним бывает по-разному. В одном случае ты плотно с ним работаешь с самого начала, в другом — общаешься только на этапе правок, в третьем —вообще ни разу его не видишь и узнаешь, что половина сценария переписана, уже во время просмотра. Всякое бывает. Но помните - сохраняем философский настрой…
Главное - философский настрой
— Наши читатели часто спрашивают: а откуда вообще берутся заявки? Грубо говоря: как продать готовый сценарий? Какие конкретно бывают типы контрактов и что мы в них продаем?
Безусловно, вы можете сразу отправить продюсеру или редактору готовый сценарий полного метра. Но без заявки вам, скорее всего, все равно не обойтись. Обычно именно на основе этого небольшого файла потенциальные покупатели принимают решения о сотрудничестве.
Сегодня заявка - это, как правило, логлайн и синопсис. С сериалами все чуть сложнее: прежде, чем перейти к расписыванию всей истории, обычно требуется так называемый «первый пакет»: логлайн, синопсис, посерийный план сезона, краткое описание главных героев — библия персонажей, а также пилотная, то есть, первая, серия.
Одни студии заключают договор на создание «пакета» на основе все той же заявки, другие сразу хотят видеть готовую первую серию — тут все может быть очень по-разному…
— Дам «Дудя»: Сколько. Ты. Зарабатываешь? Ну, или хотя бы расскажи, а какие расценки сейчас на российском рынке? Сколько, к примеру, стоит сценарий короткометражки, полного метра, сериала? Отличаются ли наши расценки от зарубежных - Европы, Америки?
Давай, я тебе приведу «средние по больнице» расценки, но начну с конца. За сценарий драматической серии на 45-50 минут начинающий автор может рассчитывать на 200-250 тысяч рублей.
Для тех, кто поопытнее, это уже 350-500 тысяч рублей.
У топов все уже индивидуально. Полные метры начинаются от миллиона, дальше —– два, три миллиона.
Дальше все зависит от вашей личной ценности как автора. Никакого потолка не существует, вы можете бесконечно расти в цене.
По короткометражкам сказать сложно. Так как создание короткого метра — это всегда некоммерческая история и способ заявить о себе, тут нет как таковых рыночных цен. Разброс может быть вообще какой угодно: от баночки пива, если это студенческая работа, и границ, куда простирается наглость конкретного сценариста «с именем».
Что до Америки и Европы — сравнивать вообще нет смысла. Понятное дело, что там совершенно другие расценки, но там и индустрия устроена иначе. Взять хотя бы забастовку сценаристов, которая происходит прямо сейчас. У нас такое представить невозможно.
Забастовка сценаристов 2023 года
Хорошо, а кроме денег - что тебя вдохновляет и стимулирует?
Ничто так не вдохновляет, как возникшая в голове новая идея, которую хочется немедленно зафиксировать и развить в полноценный концепт. Но подписанный контракт и сценарный аванс тоже вдохновляют, врать не буду.
Назови 5 самых гениальных сценариев вообще и пять последних фильмов, где ты даже присвистывал, оценивая сюжетные повороты?
5 самых гениальных сценариев вообще… Ох. Предлагаю сразу убрать слово «самых». Самых - десятки, если не сотни, и это будет огромный список. Думаю, что бы я ни назвал, потом обязательно поменяю мнение, но вот фильмы с выдающимися сценариями, которые приходят в голову прямо сейчас.
ПЯТЬ ЛУЧШИХ «МИРОВЫХ СЦЕНАРИЕВ»
Пролетая над гнездом кукушки (1975)
Гладиатор (2000)
Престиж (2006)
Лабиринт фавна (2006)
Одержимость (2013)
Что касается новинок… А можно взять то, что я посмотрел, ну, например, в последние пять лет? Тогда это точно будут вот эти фильмы.
ПЯТЬ ЛУЧШИХ СЦЕНАРИЕВ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ
Отец (2020)
Кролик ДжоДжо (2019)
Паразиты (2019)
Солнцестояние (2019)
Реинкарнация (2018)
 
ПЯТЬ ЛУЧШИХ СЦЕНАРИЕВ К СЕРИАЛАМ
Во все тяжкие
Тьма
Призраки дома на холме
Светлячок
Корона
— А как сценаристы вообще смотрят кино? Есть какая-то профдеформация? А профессиональная зависть? Когда ты смотришь — и такой: «Черт, ну почему не я это придумал?»
Я на время просмотра внутреннего сценариста стараюсь отключать, а анализирую как профессионал уже потом — чтобы не портить себе просмотр. Профдеформация скорее в том, что ты стараешься смотреть вообще все, что в тренде… Хотя есть, конечно, жанры, к которым лично я неравнодушен - например, хорроры.
Зависть возникают обычно на этапе задумки: вот пришла тебе в голову потрясающая идея, а потом видишь, что тебя уже опередили. Обидно бывает до ужаса.
— Понимаю, знакомо. Но это уже, скорее, терзания мощных профессионалов. А вот если к началу вернуться: на своих курсах ты учишь студентов писать короткий метр. Почему? Разве все начинают с короткого метра? Можно ли сразу написать полный метр или сериал?
Короткий метр — это оптимальный формат для того, чтобы разбираться в основах кинодраматургии. Если не овладеть им и сразу устремиться дальше — есть большой риск, что вы просто заплутаете и не сможете грамотно выстроить структуру. Не исключаю, что сразу написать выдающийся полный метр возможно, но вероятность этого не очень велика.
После моих курсов, когда вы уже создадите свой первый короткометражный сценарий — это более вероятно. Главное — понять основные принципы, а дальше уже можно пробовать себя и в «больших» историях.
Приглашаем вас на бесплатное обзорное занятие курса, которое пройдет 11 мая 2023г. в 19:00 мск.
На обзорном занятии онлайн-курса вы познакомитесь с принципами создания киносценариев и узнаете как устроена современная киноиндустрия. Вы поймете, чем литературная запись отличается от сценарной, проанализируете, какова роль структуры в сценарии и разберете с преподавателем основные этапы создания сценария: логлайн, заявку-синопсис и поэпизодный план. А так же обсудите ситуацию на рынке и гонорары сценаристов.
Вы освоите законы драматургии и напишете прямо на курсе законченный сценарий короткого метра. Знания, которые вы получите, тут же сможете применить в кино, театре, телевидении и в повседневной жизни.
Алена Чорнобай avatar
Стальная женщина-пиарщик, расслабленная литературным институтом. Способна написать пресс-релиз гекзаметром, перешутить комика и перекричать пароходный гудок. Единственный блогер, которому официально разрешено использовать обсценную лексику. Пишет летопись школы.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или  зарегистрироваться
Задать вопрос