Войти
через
   
Что значит «у этой техники есть душа»?
Нередко опытные фотолюбители произносят фразу «О, у этой техники есть душа!» Надо сказать, что тема «одушевления» механизмов встречается далеко не только в фотоделе. Например, очень многие известные мне автолюбители дают имена своим «железным коням». Не секрет, что автовладельцы порой даже разговаривают и спорят со своими машинами! В общем — часто наделяют свои автомобили чертами характера живого существа, обладающего своей собственной душой. Причём, это делают вполне вменяемые люди, у которых нет и намёка на какие-либо умственные отклонения. Так что, пожалуй, нет ничего удивительного, что фотолюбители тоже часто говорят о душе той или иной фотоаппаратуры.
image
Вообще вопрос о “душевных свойствах” техники довольно часто звучит при упоминании времён плёночной фотографии: «А вот была же плёнка и фото с неё душевные такие были!» А дальше все обычно ностальгически вспоминают «Зениты» и другие старые фотоаппараты-объективы, которые у них когда-то были. Как правило, обсуждающие не могут сформулировать признаки «душевности» работы фототехники, за исключением «фотографировать было в кайф и на снимки приятно посмотреть», что, впрочем, само по себе не так уж и плохо — это уже какой-никакой, а критерий. Ещё чаще можно слышать более узкую интерпретацию вопроса, касающуюся отдельно объективов: «Почему старые объективы дают душевную картинку, а новые — скучную и пластиковую?» или что-то типа этого.
В общем, у многих фотолюбителей разговор о фототехнике часто крутится вокруг этого вопроса. Итак, давайте попробуем тоже разобраться, что значит «У этой техники есть душа?» Конечно, я не уверен, что смогу дать абсолютно правильный ответ на этот вопрос, но я попытаюсь изложить вам свою точку зрения, а вы уж сами потом решайте — годится она или нет. Итак.
Если кратко, то часто нам кажется, что фототехника душевно снимает по совокупности многих субъективных факторов: от личных, типа ностальгических и до привнесённых извне, навязанных нам чужим мнением. Очень часто «душевность» техники — это наше внутреннее ощущение, реакция на красивости, которые «получились» как бы сами собой, реакция на на «магию» фотопроцесса.
image
А если более подробно, то имеет смысл зайти немного издалека. Недавно я прочитал об одном исследовании, в котором разбиралась знакомая всем автолюбителям мегаполисов ситуация, когда нам кажется, что все соседние ряды в пробке едут быстрее нашего. Учёные выяснили, что этот эффект наблюдается из-за того, что наше сознание по-разному воспринимает машины, которые мы обгоняем, и те, которые обгоняют нас. Когда мы в пробке проезжаем мимо каких-то машин, то мозг считает это нормой и практически не фиксирует это событие. Но стоит кому-то проехать уже мимо нас — так мы замечаем это и в мозгу вспыхивает то самое «да что ж такое-то — все едут, а мы стоим!» Это исследование в нашем случае наглядно показывает как работает наше восприятие — одни события нам кажутся значительно более важными, чем другие. Примерно то же самое происходит и в фотографии. И сейчас поясню, какое отношение это всё имеет к «душе техники».
image
Все фотографы, даже самые крутые, делают неудачные снимки. Некоторые из этих фотографий получаются плохими по вине техники — не туда фокус попал, не те цвета вышли, глубина резкости для такого кадра оказалась слишком малой, виньетирование получилось для данного сюжета слишком глубоким, хроматические аберрации вылезли, сильные дисторсии исказили пропорции объектов и так далее. Как поступают фотографы с такими бракованными кадрами? Правильно — недрогнувшей рукой отправляют их в мусорную корзину! По сути — они просто не замечают таких кадров. Как водители не замечают те машины, которые они обгоняют в пробке.
Однако, бывают такие ситуации, когда дефекты техники вовсе не портят кадр, а добавляют ему выразительности и работают на сюжет. Странная неравномерная глубина резкости удачно легла на снимок, придав ему интересный объём...
image
Засветка не помешала сюжету, а сделал его более солнечным и выразительным...
image
Солнечные зайцы добавили что-то в кадр в кадр...
image
Забавные сочетания цветов, глубокое виньетирование, отсутствие резкости, расфокусы, странное боке — всё это иногда даёт положительный результат...
image
image
image
И вот тут-то фотографы замечают это и говорят что-то вроде: «ну, надо же, какой интересный старый объектив — снимает плохо (ну, конечно, ведь половину съёмки пришлось отправить в мусорку из-за брака по фокусу), зато какие порой душевные кадры получаются!» У людей создаётся ощущение, что не иначе как сама фототехника помогла создать тот или иной прикольный эффект, что она со своим характером, с душой. Осознание этого закрепляется чётко, примерно на таком же уровне, как у автомобилистов, когда их обгоняют в пробке другие машины.
image
Разумеется, старая техника работает как правило хуже, всяких проблем у неё больше. Значит и всяких фишек получаться тоже будет больше.
image
image
image
Но в общем — фототехника постоянно эволюционирует, производители прикладывают поистине титанические усилия, чтобы брака по вине оборудования было как можно меньше. И вот результат: у современных объективов практически нет виньетирования, сведены к минимуму солнечные зайчики, линзы отлично держат контровой свет, стремительно сходят на нет дисторсии, аберрации и так далее, и тому подобное. Теперь если кто и накосячил — то это уже скорее будет человек, а не техника. И уже вряд ли на снимке появится сочный солнечный заяц или сильная атмосферная засветка. Снимки будут получаться ровными, чистыми, одинаково контрастными и резкими по всему полю кадра. Но уже без души.
Антон Мартынов avatar
Котовладелец, эпикуреец, фотограф-искуситель в окружении прекрасных моделей и самый заметный обозреватель фототехники в рунете. Подписка на его блог – это своевременные инъекции полезной и приятной информации.
Комментарии (1)
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или  зарегистрироваться
Александр Черненко, 26 сентября 2016 в 22:23 # | Ответить
Вывод такой: душа - это несовершенство!
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или  зарегистрироваться
Задать вопрос