Войти
через
   
Несколько мыслей про Photokina 2016
Раз в два года в немецком городе Кёльн проходит выставка достижений фотографического хозяйства Photokina. В этом году я побывал там и решил написать несколько соображений насчет увиденного. Сразу хочу сказать, что у меня не было желания и возможности обойти всю выставку и изучить всё-всё-всё. Я посетил только те стенды, которые были мне интересны, и здесь напишу только о том, что меня волнует. Итак.
FUJIFILM
Система GFX
Основная новинка, конечно же, — среднеформатная беззеркальная камера FUJIFILM GFX 50S, про которую я уже писал ранее. Камера получилась неожиданной и ожидаемой сразу, такой вот парадокс. Неожиданной — потому что все детали презентации удалось сохранить в тайне, что в наш век повсеместных фотоаппаратов в смартфонах и вездесущего онлайна не так-то и просто, согласитесь. Ожидаемой — потому что от FUJIFILM уже давно ждали какого-то решения по поводу больших сенсоров. Ну и фирма сделала ход конем, сразу перешагнув сектор фуллфрейма.
К написанному про камеру ранее хочется добавить несколько своих соображений.
Во-первых, конечно, эта камера довольно нишевая, ориентирована она в основном на круг потребителей, готовых платить деньги за высокое качество снимков, обеспечиваемое большим сенсором и новой оптикой, рассчитанной на высокое разрешение. Но ниша эта не так уж и узка, как кажется на первый взгляд. По моим наблюдениям, есть довольно широкий круг потребителей, которые покупают топовые 35-мм зеркальные камеры только потому, что средний формат для них слишком дорог и не отвечает их запросам по качеству. Попросту говоря, многие продаваемые сейчас среднеформатные камеры давно уже устарели морально, часто они огромные по размерам и стоят совершенно неподъемных денег. Для профессионалов тут нет ничего страшного, они по-другому относятся к технике. А для любителей такая ситуация не очень приятна. Вот тут-то на сцене и появляется FUJIFILM с относительно доступным и компактным фотоаппаратом 50S. По цене он, конечно, дороже топовых 35-мм зеркалок, но тенденции ценообразования сейчас таковы, что по стоимости многомегапискельные ФФ- и СФ-камеры идут навстречу друг другу. Фуллфрейм набирает мегапиксели и дорожает, средний формат постепенно дешевеет. Где-то близко к точке пересечения, думаю, среднеформатные камеры смогут отъесть довольно большой кусок рынка, который сейчас принадлежит 35-мм камерам.
Во-вторых, представители FUJIFILM довольно прозрачно намекнули, что 50S — это только начало. А еще на презентации проскочила фраза, что все новые объективы для системы GFX спокойно работают и со 100 Мп сенсором. Я уж не знаю всех планов, но два плюс два легко могу сложить — скорее всего, нас ждут еще новинки среднего формата от FUJIFILM. Вспоминая стратегию продвижения X-серии, можно сказать, что среди этих фотоаппаратов потом вероятно появление как более дешевых вариантов, так и более навороченных.
В-третьих, помимо FUJI на рынок беззеркальных среднеформатных камер вышел и Hasseblad со своим космическим X1D (про который будет чуть позже). Напомню, что там стоит такой же по размеру сенсор, 44×33 мм, производства Sony. Еще в этой нише есть зеркальный Pentax 645Z, построенный на том же CMOS-сенсоре. Ходят упорные слухи о том, что и сама Sony тоже готовит что-то с этой же матрицей либо с ее дальнейшим развитием. Это значит, что в сегменте доступного СФ оживляется конкуренция. И для нас, потребителей, это хороший сигнал — техника будет совершенствоваться, а цены, скорее всего, падать. Складывая это с предыдущими соображениями, полагаю, что довольно скоро мы сможем получить еще более доступные камеры, имеет смысл просто немного подождать.
FUJIFILM X-A3
В тени презентации среднеформатной камеры оказалась еще одна новинка от FUJI — малогабаритная беззеркальная камера FUJIFILM X-A3. В принципе, это дальнейшее развитие камер X-А1 и X-A2 — компактный фотоаппарат начального уровня, с дизайном X-серии, с поворотным экраном и обычным байеровским сенсором. Из нововведений X-A3 получил новую матрицу с 24 Мп, сенсорный дисплей, поворачивающийся на большой угол, новый режим обнаружения улыбок и оптимизацию цвета кожи при обнаружении лиц и глаз на фотографии. Помимо возросшего разрешения матрицы камера также получила улучшенную систему автофокусировки: в режиме одноточечной фокусировки доступно 49 точек, а в режимах отслеживания, зонального фокуса — 77 точек. К сожалению, X-A3 не имеет фазовых датчиков на сенсоре, как более дорогие модели FUJIFILM. Но все равно это довольно интересный фотоаппарат, незаслуженно оказавшийся в тени, как и все предыдущие камеры серии А.
Instax
Чуть ли не половина павильона FUJIFILM была отдана под фотоаппараты моментальной печати Instax! Сразу видно, что тема переживает всплеск интереса. Кстати, Паша Косенко, который помимо всего прочего занимается продажей камер Instax и картриджей к ним, тоже твердит о том, что интерес публики к этим фотоаппаратам бешено растет. На выставке были представлены камеры самых разных форм и расцветок, были даже версии ограниченных серий Hello Kitty:
...и вариант от Michael Kors.
Кстати, последний при ближайшем рассмотрении оказался почему-то криво слепленным позолоченным INSTAX Mini 70...
Другие Mini 70, которых было много на стенде, выглядели не в пример качественнее собранными.
Что это? Пипл схавает, лишь бы бренд был крутой? Или вся суть в симпатичной сумочке?
Забавно, что даже Leica не осталась в стороне от этого увлечения моментальной фотографией и выпустила свой вариант камеры под картриджи FUJIFILM, который называется Leica Sofort:
Пока непонятно, есть ли какие-либо преимущества у этой камеры перед оригинальными фотоаппаратами. Просто интересен сам факт появления новых игроков на этом поле.
Несколько точек съемки прямо на стенде и куча желающих получить карточку «с пылу, с жару»:
Мало того, за индустрию моментальной фотографии, похоже, взялись всерьез. Куча фотоальбомов, всевозможных решений их оформления, дополнительные штучки-дрючки для украшения и все такое прочее!
Взрослые люди сидели на стенде и красиво оформляли свои фотографии наряду с детьми и подростками!
Вот это размах! В общем, кто еще не в теме — теперь вы знаете, какой будет лучший подарок что для взрослого, что для ребенка. Только успевай покупать картриджи и всякие прибамбасы для оформления фотографий!
Кстати, на выставке были представлены новые черно-белые картриджи Instax Monochrome:
Когда они появятся у нас — не говорили, но уже несколько знакомых расспрашивали меня про них. Воистину ажиотаж!
Canon
У Canon был огромнейший павильон, как и подобает лидеру рынка. Но, на удивление, смотреть там было особенно не на что. Красивый центральный зал с круговым кино занял большую площадь стенда.
По бокам были скромные стеклянные витрины с объективами и стойки для работы с печатью изображений.
Отдельное внимание уделялось видеосегменту — угол был заставлен аппаратурой для съемки 4K и даже 8K. Камера, демонстрирующая 8K, выглядела прям как гиперболоид инженера Гарина!
Изображение с этого монстра на экране впечатляет, но сложно сказать, как все это работает в реальных условиях и насколько это вообще нужно именно сейчас.
В общем, если говорить про фототехнику Canon, то широко представлены были только две новинки: зеркалка Canon EOS 5D mark IV и беззеркальная камера Canon EOS M5.
Хотел пощупать компакты вроде PowerShot G7 X Mark II, но не обнаружил их. То ли их не было, то ли их так запрятали, что и не найдешь...
Canon EOS M5
Самым интересным для меня был, конечно же, флагман беззеркалок от Canon — Canon EOS M5. Ну что можно сказать? Камера забавная, разумеется. Дизайн довольно специфичный, на мой взгляд: что-то среднее между Canon-овскими старыми камерами и фотоаппаратами Olympus и FUJIFILM с их ретро-дизайном. Корпус откровенно пластиковый на вид и на ощупь, камера очень легкая и довольно компактная. Держать в руках удобно, органы управления, на первый взгляд, все там, где надо. Куча крутилок и кнопок, многие из которых можно настроить под себя. Матрица APS-C от Canon EOS 80D — 24.2 Мп, со встроенными датчиками фазового фокуса Dual Pixel AF. Поворотный 3.2″ тач-скрин, новейший процессор Digic 7, OLED ЭВИ с 2.360.000 точками, некая «цифровая стабилизация изображения по 5 осям» (Кстати — как?! Осей же всего 3!)... На бумаге — полный фарш! Но...
Первое разочарование наступает, когда подносишь камеру к глазу: электронный видоискатель — как дверной глазок!
Ну, реально — какая-то очень мелкая дырочка, в которой мельтешит адски пережаренное по цветам изображение. Я аж несколько раз проверил — не наколбасил ли кто-то до меня с настройками, установив повышенную насыщенность и контрастность изображения в ЭВИ? Нет, у всех камер так по умолчанию. Мало того, при горизонтальном панорамировании изображение в ЭВИ ощутимо стробит... Что в этом глазке можно разглядеть? Непонятно. При этом на экране изображение нормальное по цветам, при движении камеры оно воспроизводится более или менее четко и плавно.
Автофокус с 49 точками фокусировки не произвел особенного впечатления. Он не медленный, но и быстрым его не назовёшь при всем желании. Скорее, что-то довольно посредственное по современным представлениям — и по быстроте, и по цепкости. Совершенно непонятно, что в этой камере делают новые технологии вроде того же процессора Digic 7 и Dual Pixel AF... Максимальная скорость съемки — 7 кадров в секунду со следящим АФ, при отключенном АФ — 9. Тоже не сказать, что впечатляет по нынешним меркам. Минимальная выдержка — 1/4000 секунды. Видео — только FullHD 60p, несмотря на новый процессор. Карта памяти может быть установлена только одна, UHS-II не поддерживается. Батарея стандартная LP-E17 рассчитана на 300 кадров, по словам людей со стендов. «Цифровая стабилизация» работает только при съемке видео, да и то, как я понял, только с объективами со стабилизатором и за счет некоторой потери качества изображения.
Для камеры предлагается новый объектив EF-M 18-150mm F3.5-6.3 IS STM за $500. За саму камеру просят $980. Что, по-моему, несовместимо с какими-либо претензиями на значительный сегмент рынка. Впрочем, поживем — увидим, конечно.
Canon EOS 5D Mark IV
С этой новинкой мне даже удалось провести некоторое время, я взял Canon EOS 5D Mark IV на тест на полдня. Расписывать много не буду, все знают эту камеру. Внешне смена поколений никаких кардинальных изменений не принесла. Разве что экран теперь с тач-скрином — это что видно сразу. Все остальное — внутри. Новый сенсор с разрешением 30.4 Мп и технологией Dual Pixel CMOS AF, серийная съемка 7 кадров в секунду, 4К (30 fps) видео, встроенный GPS и Wi-Fi с NFC и так далее, полная спецификация камеры уже давно доступна.
Что тут сказать? «Пятак» он и есть «пятак»! Снимает камера отлично, работает во всех режимах четко. Наконец-то появилось слежение за объектом в режиме LiveView и при съемке видео. С тач-скрином стало очень удобно: ткнул в нужное лицо — и камера сама следит за этим человеком. Причем даже если человек выходит из кадра, то потом, когда он туда возвращается, камера сам его находит и продолжает следить. Очень круто!
Но после полудня беготни с этим фотоаппаратом я понял, как же меня избаловали беззеркалки. 5D Mark IV реально огромный и тяжелый! Шея и спина недвусмысленно против этой камеры. И еще весьма досаждало то, что экран у него неповоротный... Казалось бы, какая ерунда! Но пара-тройка десятков приседаний — и ты уже очень-очень хочешь поворотный экран! Но в целом фотоаппарат у Canon получился отличный.
Nikon
Стенд Nikon смотрелся как-то более бодро, хотя по размерам был меньше, чем у Canon, как мне показалось. Движуха там была все время: какие-то мастер-классы, выступления и презентации постоянно. Это очень интересно и собирало толпы слушателей. Но с камерами такая же фигня... Например, компактов на дюймовых сенсорах я так и не нашел. Может, конечно, плохо искал. Но уж точно они были не на виду.
Зато на виду был отдельный пафосный стенд с очками виртуальной реальности:
... и еще один большой стенд — с экшен-камерами KeyMission:
Nikon, ты это серьезно?..
Полупустой стенд Nikon 1 с одиноким J5...
В тестовых зонах — уже знакомые Nikon D5, Nikon D500 и Nikon D3400.
Ажиотажа особенного не было, разве что к объективу AF-S Nikkor 105mm F/1.4E ED было много внимания. Вот это действительно вещь!
Sony
Тоже огромный стенд с постоянно идущими мастер-классами, представлениями и презентациями. Пожалуй, самый насыщенный всевозможными шоу-программами среди всех остальных стендов.
Из новинок на выставке была представлена только Sony a99 II с неподвижным полупрозрачным зеркалом, полнокадровым сенсором с «тыловой подсветкой» и с «5-осевой стабилизацией». Фотоаппарат снимает 12 кадров в секунду с АФ, и это при разрешении сенсора 42.2 Мп! Разумеется, камера снимает 4K-видео с битрейтом до 100 Мбит/с.
Sony тоже запустила линейку экшен-камер, и на стенде красовалась новинка — Sony FDR-X3000R. 4K-камера выглядит очень прикольно, оснащается хитрой системой стабилизации изображения, объективом ZEISS и водонепроницаемым корпусом.
Все остальное на стенде Sony было, безусловно, очень интересным, но уже знакомым.
Olympus
В первый день выставки Olympus презентовал долгожданную флагманскую OM-D E-M1 Mark II. Новое в ней, по словам представителей фирмы, вообще все: новый корпус, новая матрица Live MOS на 20.4 Мп со 121 крестовым датчиком фазовой фокусировки, два новых мощных 4-ядерных процессора обеспечивают скорострельность до 18 кадров в секунду со следящим АФ и 60 raw в секунду без АФ, 4К-видео с битрейтом 236 Мбит/с, ЭВИ с частотой обновления 120 кадров в секунду, еще есть продвинутый «5-осевой» стабилизатор, поворотный экран, батарея увеличенной емкости с функцией быстрой зарядки, два слота для карт памяти, один из которых поддерживает UHS-II, разъем USB-C и так далее, и тому подобное. На бумаге выглядит впечатляюще!
Еще из нововведений — режим Pro Capture. Это когда фотограф лишь наполовину нажимает кнопку спуска, а съемка уже начинается и raw-ы пишутся в буфер (14 полноразмерных кадров). А потом, после того как кнопка нажимается полностью, камера снимает в серийном режиме. И у фотографа, получается, будет возможность выбрать лучший снимок из всего материала, плюс 14 дополнительных кадров, сделанных до полного нажатия кнопки. Какое-то дежавю... Ах, да! Это же совсем как у Nikon 1 пять лет назад! И 60 raw в секунду тоже оттуда же, из 2011 года. Простите, не удержался :) Если серьезно, то по спекам камера, конечно, очень крута.
Новинку показывали на закрытой презентации, на стенде пощупать ее было нельзя. Макет камеры стоял за стеклом, а в центре павильона основные характеристики OM-D E-M1 Mark II демонстрировались при помощи эффектной голограммы.
Точную дату выпуска и цену новинки пока не назвали.
Еще из новинок хотелось бы отметить два новых объектива: M.ZUIKO DIGITAL ED 12-100 1:4.0 IS PRO (в 35-мм эквиваленте — 24-200 мм при постоянной светосиле f/4) и M.ZUIKO DIGITAL ED 25mm 1:1.2 PRO (50 мм со светосилой f/1.2). Очень интересные объективы, сочетающие в себе компактность и высокое качество изображения. Прям хоть на m4/3 переходи!
В остальном на экспозиции было все уже знакомое: E-M5 Mark II и E-M10 Mark II, PEN F и E-PL8
Panasonic
Большой стенд, красивые демонстрационные материалы, показывающие работу продвинутого автофокуса, и модели камер, в которых я уже запутался, какая из них какая. Макет LUMIX GH5 за стеклом:
И совсем деревянный макет некоей камеры, которая, предположительно, может снимать видео в 8K:
Из всего представленного понравилась разве что LUMIX DMC-GF7:
Маленькая, легкая, аккуратная и симпатичная. Но по начинке, как я понял, — старая добрая m4/3...
В общем, стенд оставил впечатление, что он ориентирован исключительно на гиков.
Leica
Стенд Leica напомнил мне стенд Porsche на московском автосалоне: смотреть издалека могут все, а зайти, пообщаться и пощупать технику — лишь избранные, нищебродам вход закрыт. Впрочем, для обычных посетителей был небольшой прилавочек позади, там можно было попробовать все основные камеры немецкого производителя.
На картинках и по описаниям мне заочно очень понравилась Leica T:
APS-C, сменные объективы, через переходник можно использовать объективы M-mount, сенсорный ЖК-экран, и, конечно же, обалденный дизайн! Живьем камера оказалась нереально красивой, действительно произведение дизайнерского искусства! Но, увы, держать ее в руках неудобно: металл выскальзывает, острые грани режут пальцы, баланс странный... К тому же экранчик задумчивый, в работе камера довольно посредственна... Разочарование. Но какая же она красивая, а!..
Беззеркальная полнокадровая 35-мм камера Leica SL поразила гигантскими размерами! С батарейным блоком она вообще выглядит как среднеформатная техника, по размерам даже больше S2.
Но при этом держать камеру в руках удобно.
Хотя и не совсем понятно: зачем она такая большая, в чем профит?
Мне этого не понять. Я же хотел посмотреть на «самый лучший оптический видоискатель» EyeRes аж с 4.400.000 точками разрешения! Посмотрел. ЭВИ действительно весьма хорош, но после X-T2 уже воскликнуть «ну ни фига себе!» не получается, хотя «вау!» тут есть. В остальном — камера сильно на любителя, по моему мнению. На очень богатого любителя.
Hasselblad
Понятное дело, что на этом стенде меня практически не волновали среднеформатные камеры вроде H6D. Это удел профессионалов, они сами разберутся, что им надо, зачем и почему. Мне было интересно пощупать компактную среднеформатную беззеркальную камеру Hasselblad X1D, анонсированную буквально недавно. Тем более что у X1D тоже CMOS-матрица 44×33 мм — такая же по размеру, как и у GFX 50S.
Есть мнение, что и производитель матриц один и тот же — Sony. То есть, по сути, эти фотоаппараты — прямые конкуренты.
Дизайн X1D — просто космос!
Реально очень круто. Металлический корпус, тонкий, стильный, с довольно острыми гранями, приятный на ощупь. При этом, в отличие от Leica, в руках лежит идеально:
Четкие края нисколько не мешают, кнопочки все на месте и их немного, основной акцент управления сделан на работу с 3″ тач-скрином. Организовано все очень грамотно, управлять камерой в кайф. Давно твержу, что пора сделать такое управление на фотоаппаратах. Правда, тач-скрин не всегда отрабатывал прикосновения корректно, но стендисты уверяли, что это особенности предсерийных камер, мол, потом все будет очень хорошо.
Как я уже упоминал выше, у Hasselblad X1D матрица 44×33 мм, с разрешением 50 Мп, максимальная чувствительность — ISO 25000, 16-bit raw весом около 65 Мб, заявленный ДД — 14 ступеней, максимальная скорострельность — около 2 кадра в секунду, камера может снимать Full HD видео при 25 кадрах в секунду, ЭВИ с разрешением 2.36М точек, два слота для SD-карт, USB-C, Mini HDMI, Wi-Fi, корпус с защитой от пыли брызг.
Корпус X1D очень компактный. Не удивлюсь, если выяснится, что к компоновке камеры приложили руку специалисты Sony, это в их стиле — «впихнуть невпихуемое». Обратной стороной медали тут является вопрос нагрева. На стенде фотоаппараты были постоянно включены, внимание к новинке было очень большое. И корпуса всех X1D были горячими. Не так, чтобы было неприятно держать, но весьма ощутимо. Как поведет себя матрица при таком нагреве — непонятно. Снимать на свои флешки не давали, мотивируя предсерийностью образцов.
Еще одна отличительная особенность X1D — ради пущей компактности затвора в камере нет, он лепестковый и расположен в объективах, которые для этой камеры свои. Линейка стекол носит название XCD и на сегодняшний день в ней только три объектива: 3.5/45 мм (35 мм в 35-мм эквиваленте), 3.2/90 мм (71 мм) и 3.5/30 мм (24 мм). Обещают, что скоро появится переходник на другие линзы Hasselblad, оснащенные центральным затвором. Поддержка зумов пока под большим вопросом. Объективы без затвора вообще не будут поддерживаться.
Лепестковый затвор вносит свои коррективы в систему. Это, можно сказать, та самая ложка дегтя. Так, например, минимальная выдержка зависит от самого объектива и составляет 1/2000 секунды, что, конечно, не очень хорошо для любителей снимать на улице. Мало того, объективы с центральным затвором редко когда бывают светосильными, сейчас наиболее светлый объектив имеет светосилу f/3.2. Ну и стоимость таких объективов заметно выше.
За саму камеру Hasselblad X1D простят $9.000, за комплект X1D + 45 мм + 90 мм — $14.000... Ну а что делать — за премиальный бренд надо доплачивать!
Вместо заключения
В удивительное время, конечно, живем. Прямо на глазах рынок фототехники кардинально меняется.
Это, конечно, приводит к завихрениям, какие-то классы техники пропадают, какие-то появляются, но за всем этим ужасно интересно наблюдать.
Я по-прежнему считаю, что фотоиндустрия крайне костная и реагирует на ситуацию с сильным опозданием, особенно гранды вроде Canon и Nikon. Если и дальше так будет продолжаться, думаю, что в не очень даже отдаленном будущем (помяните мои слова!) мы увидим на рынке только FUJIFILM, Leica и пару новых производителей, о которых до сих пор ничего не слышали.
Почему именно эти производители? Потому, что FUJIFILM рискует и пробует новое, хоть и очень осторожно, но с завидным постоянством. А Leica делает смелые дизайнерские вещи, на которые спрос только растет. Остальные производители, увы, по инерции предлагают «улучшенное старое» и находятся, по-моему, в заведомо проигрышной позиции в этом меняющемся мире.
Антон Мартынов avatar
Котовладелец, эпикуреец, фотограф-искуситель в окружении прекрасных моделей и самый заметный обозреватель фототехники в рунете. Подписка на его блог – это своевременные инъекции полезной и приятной информации.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или  зарегистрироваться
Задать вопрос
Вставьте этот код сразу после открывающего тега