Войти
через
   
Как свести трек: 10 полезных лайфхаков от Артура Орлова
Если вы прошли с десяток обучающих курсов и мастер-классов по сведению готовых треков, но по-прежнему не можете добиться "фирменного" звучания, это значит, что вам пока не хватает практического опыта. По просьбе нашего автора преподаватель Артур Орлов поделился лайфхаками, которые помогут достичь желаемого результата и набить поменьше шишек. Полезно почитать как новичкам, так и опытным специалистам.

Когда лучше разделить этапы аранжировки и сведения
Первый этап обработки — это подготовка материала. Мы добавляем треки в проект, группируем по инструментам, красим дорожки в разные цвета, выстраиваем первичный баланс уровней, панораму и основной частотный баланс. Можно сразу сводить в проекте, где вы делали аранжировку, если ваш компьютер это тянет. Однако в этом есть существенный минус, поскольку на этапе аранжировки все время хочется что-то поменять и "допилить", тембр перекрутить. Если вы делите работу на два этапа, то есть все экспортируете в сведение, вы сами себя дисциплинируете, и нет соблазна все время переключаться. Это экономит время и силы.
Разделите техническую и музыкальную часть на два этапа
Работа начинается с редактирования и тюнинга: убираем лишний шум, клиппинг и другие артефакты, прорабатываем ритмику и грув, исправляем ошибки интонирования, чтобы на сведении это не отвлекало и не портило всю картину. Этот этап лучше сделать до сведения, идеально — в разные дни. Отделяя техническую часть работы от музыкальной, вы даете себе возможность приступить к микшированию со "свежими ушами".
Создавайте собственную коллекцию любимых эффектов
Со временем у вас в работе сложится свой любимый набор эффектов, и по большому счету неважно, какие именно бренды вы используете, это дело вкуса и практики. Например, в каком-то проекте я использую эхо-бой, однако совсем необязательно покупать этот плагин – вы можете взять любой delay, какой у вас есть. Даже если я покажу пресеты всех плагинов, а вы их себе запишите на бумажку и скопируете, в этом не будет смысла. Эффекты — это лишь инструменты и краски, ключевое значение имеет наслушанность, знания и опыт их использования. Все настройки работают только здесь и сейчас, и любом случае их надо будет «доводить» до материала. Так что нет секретных настроек для вокала, барабана, гитары и т.д. Представьте, что вы — художник, который пишет свою картину.
Не "выпячивайте" на сведении вокал или главный инструмент
Один из самых популярных вопросов на мастер-классах — с какого инструмента начать сведение. Можно начать сведение с вокала, это один подход. То есть мы включаем голос, делаем его максимально круто звучащим, добавляем инструменты. Второй подход — мы начинаем с какого-нибудь главного инструмента, например, с барабанов. Но многие ошибочно считают, что голос или инструмент надо выпятить вперед, а все остальные инструменты «задвинуть». Возможно, кому-то это понравится, но лично мне — нет.
Первым делом проверяйте фазу микрофона
Если инструмент записан на два и более микрофонов (или, например, линейный сигнал и микрофон), то первое, что желательно сделать — это проверить фазу микрофонов. Если будет проблема с фазой, то панч и “мясо” потеряется. Мы можем потом эквалайзерами добавлять разные частоты, но это неверный подход. Перед тем, как начать что-то крутить, мы должны проверить, как эти два трека между собой складываются. Как проверить фазу безо всяких плагинов? Просто берем одну ноту, какой-то один фрагмент, запоминаем уровень на мастере (эффекты на нем лучше выключить). Переворачиваем фазу на любом из треков и включаем тот же самый фрагмент. Так можно понять, в фазе они или нет.
Мы можем, немного сдвигая трек, добиться еще лучшей фазовой совместимости. Она нам нужна, чтобы инструмент звучал полноценно, частоты не пропадали, Сфазированные треки обычно будут звучать более сфокусировано и наполнено.
Используйте возможности искусственного интеллекта, но не увлекайтесь ими
Программа Neutron — очень удобная штука, особенно для новичков, потому что здесь есть ассистент. Вы нажали, дали прослушать программе звук, а плагин предлагает обработку, которая в большинстве случаев будет хорошей стартовой точкой. Но при этом любой результат надо оценивать ушами — все-таки нельзя забывать, что это искусственный интеллект со всеми его плюсами и минусами.
Если хотите подробнее разобраться как использовать Neutron в своей работе, у Артура Орлова есть отличный класс в LiveClasses – iZotope Neutron 3: автоматизация в обработке и сведении звука.
Собирайте баланс "на сухую" без реверов
Обычно я начинаю сведение без реверберации. Когда у нас включены всякие «украшалки», мы делаем двойную, а то и тройную работу. Если у нас проблемы в частотном балансе громкостей, вы их за реверами не услышите. По крайней мере сначала точно не обратите на них внимание. И нам кажется что все классно, все летает, но в итоге у нас получится каша. Лучше сначала собрать баланс «на сухую», а потом уже реверами дополнить картину, как нам хочется. Если у нас нормально собран баланс между частотами и голосом, то в использовании реверов задача заметно упрощается.
Не давайте ушам "замыливаться" на одном действии
Есть простое правило: если вы крутите какую-то ручечку (например, компрессора), у вас через пять минут уши "замыливаются". Поэтому надо работать быстро, а потом уже выводить. Например, hall делать две миллисекунды predaley или 15 миллисекунд. Это уже доводка деталей.
Ставьте низкочастотные инструменты в центр панорамы
Например, виолончель или бас. Низкие частоты воспринимаются лучше, когда они в центре. Проще говоря, мы физически не определим панораму низких и сабнизких частот. Поэтому сабниз лучше держать в центре, не размывать его в панораме. Он так будет звучит четко, сфокусированнее и мощнее. Конечно вы можете делать как вам хочется, но в начале пути лучше придерживаться этой рекомендации.
Проверьте финальное звучание с помощью Realphones
Закончили сведение? Теперь еще раз сделайте чек на разных устройствах. Эту задачу существенно упрощает программа Realphones, создающая отличную имитацию звучания разных микрофонов. Такая проверка поможет определить и исправить ошибки микса. Особенно если использовать достойную пару наушников.
Где научиться работе со звуком
Все зависит от ваших исходных знаний. Если вы только начинаете осваивать звук, большим подспорьем для вас будет короткий, но мощный «входной» онлайн-курс «Введение в звук». Это короткая стартовая программа для новичков, где вы на практике научитесь записывать звук в домашних условиях, освоите эффекты и обработку.
Если вы хоть немного знаете нотную грамоту, ритмику и любую DAW – тогда вы на другом этапе, и вам уже можно попробовать записать пару собственных треков. Вам потребуются новые знания и работающие алгоритмы построения трека. Хотите лично пройти все этапы от анализа записи – до финального трека, готового для выпуска на лейблах или дистрибуции в iTunes? Обратите внимание на онлайн-курс «Обработка, сведение и мастеринг». Там подробно разбираются процессы, о которых Артур Орлов рассказывает в статье.
Комментарии (1)
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или  зарегистрироваться
Nikolay Oreshkin, 13 августа 2022 в 15:38 # | Ответить
Отличный краткий экскурс в курс, а курс отличный. Очень рекомендую.
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или  зарегистрироваться
Задать вопрос