Чтобы развить насмотренность в искусстве, надо почаще ходить по картинным галереям и смотреть фильмы культовых режиссеров. Именно так вы считаете, верно? Это очень распространенное, но ошибочное мнение –– убежден арт-аналитик и физиолог-колориметрист Алексей Шадрин. Что такое насмотренность и какой она бывает? Правда ли, что наш мозг запоминает абсолютно все и «фильтрует» увиденное? Можно ли развить хороший вкус без утомительных походов по музеям? Помогает ли насмотренность в творческих профессиях? Обо всем этом Шадрин рассказал читателям нашего блога.
“Мозг помнит все” vs “система догадок” — как наш мозг усваивает зрительные образы
Чтобы понять, как формируется насмотренность, Шадрин предлагает обратиться к физиологии. Наша зрительная система устроена таким образом, чтобы мы могли быстро получать информацию об окружающем мире без непосредственного контакта с объектами. Ключевое слово — быстро. У всех биологических существ много конкурентов, поэтому важно не только выдержать борьбу с ними, но и выжить. Вся оптическая информация, зафиксированная сетчаткой глаз, конвертируется в электрические сигналы. Они поступают в затылочную кору головного мозга, где формируется зрительный образ. А всю остальную информацию “достраивает” так называемая система догадок.
— Когда вы смотрите мои лекции, где сидит нечто бородатое в клетчатой рубашке, задвигает что-то умное и называется Шадрин, это не значит, что вы меня видите. На самом деле вы лишь догадываетесь о том, что видите Алексея Шадрина. Этот механизм восприятия зрительных образов называется эвристическим. Он оказался наиболее выгодным для эволюции: взять минимальное количество информации, а остальное домыслить. Если догадки верны, мы получаем правильную информацию об окружающем мире, — объясняет арт-аналитик.
Как строится система догадок? Вы наверняка слышали о том, что наш мозг запоминает абсолютно все, что мы видели в жизни. Это миф, причем глубоко ошибочный. Ресурсы нашей центральной нервной системы и восприятия более чем скромные. Природа не бывает расточительной и всегда идет по пути экономии ресурсов –– говорит Шадрин. Наш мозг сравнивает получаемый минимум оптической информации с тем, что мы когда-то увидели и обобщили в усредненные ментальные эталоны.
Культурные эталоны формируются тем же способом, что и зрительные. Насмотренность в научном смысле — это формирование культурных эталонов на разные сюжеты и способы их воспроизведения.
— Способы воспроизведения сюжетов и зафиксированы в эпохах изобразительного искусства — рассказывает Алексей Шадрин. — В относительно новом времени это способы раннего ренессанса, позднего ренессанса, готический, барокко, модернистский, постмодернистский. Все они зафиксированы в нашем восприятии не в виде конкретных сюжетов, а в виде обобщений. Способы воспроизведения, то есть, перечисленные эпохи ценнее, чем сюжеты. Эпохи приходят и уходят, а эти способы остаются неизменными.
Все зрительные образы “достраивает” наш мозг через систему догадок
Окружающий мир, музей, Интернет — какой вид насмотренности важнее?
Алексей Шадрин выделяет три вида насмотренности, которые формируют наш вкус и восприятие искусства:
Натуральная насмотренность
“Искусство есть концентрированная натура”, — считал Оноре да Бальзак. Что это значит? Этот взгляд на искусство лучше всех сформулировал Винсент Ван Гон, обладавший невероятной насмотренностью и художественным интеллектом: преувеличивать существенное и намеренно оставлять едва намеченным все второстепенное. Художник, фотограф и режиссер по сути говорит со зрителем на языке образов. Чем лучше он “насматривает” натуру, то есть окружающий мир, тем больше в его багаже эталонов, отвечающих культурному пространству.
По словам Шадрина, натуральная насмотренность очень важна, но нельзя делать упор только на нее. Даже если у вас “глаз-алмаз” и вы умеете наблюдать за окружающим миром, критерии ценности искусства сильно поменялись за последние сто лет.
Музейная насмотренность и гранд-вояж
Если в каждом путешествии вы терпеливо ставите “галочки” в известных музеях и галереях, для вас есть плохие новости: толку от этих “рейдов” никаких. Скорее всего, в вашей памяти осталось несколько полотен и одно большое цветное пятно. Насмотренность и хороший вкус появляются не от количества, а от качества увиденных картин и арт-объектов –– говорит Шадрин.
Вы можете получить хорошую музейную насмотренность, посетив самый минимум картинных галерей. Как? Для этого важно понимать внутреннюю логику искусства разных народов. Да, у искусства тоже есть своя логика, это вовсе не спонтанный процесс. Она специфическая, но весьма четкая и легко идентифицируемая логика. Научиться ей можно на различных курсах и мастер-классах по искусству и развитию насмотренности.
Смотрите класс Алексея Шадрина “Скрытая логика изобразительного метода”.
— А еще очень важны путешествия. Посещение нового культурного пространства активно работает на ваши ментальные эталоны и на сюжеты искусства, и на способы их воспроизведения.
Интернет-насмотренность
Скроллить ленту Инстаграма с красивыми картинками существенно проще, чем ходить по музеям. Но и получить хорошую насмотренность с помощью гаджетов довольно тяжело. В Интернете свалено все в огромную кучу: лучшее, худшее, посредственное. Но для развития в творческой профессии очень важно накапливать зрительный багаж, учиться отделять шлак от профессионализма.
— Смело пользуйтесь Интернетом и не переживайте за свой вкус. Если он и начнет портиться, то совсем в других обстоятельствах — советует Шадрин.
Насмотренность великих мастеров
Если после прочтения у вас замаячил комплекс неполноценности по поводу своей насмотренности –– не переживайте. Даже великие художники далеко не всегда обладали безупречной насмотренностью и знали об этом.
Шадрин приводит в пример Ивана Айвазовского, величие которого никто не возьмется оспаривать. Он был лучшим художником-маринистом, и все с замиранием сердца рассматривали его “Девятый вал”. Но давайте внимательно посмотрим на человеческие фигуры на этой картине. Они написаны, мягко говоря, посредственно. “Айвазовский был в фигуре трагически беспомощен” — писал о нем Александр Бенуа.
Сам Айвазовский признавал, что стал маринистом лишь потому, что не умел работать с человеческой фигурой. Он безупречно передавал прозрачность воды, но ему не хватило натуральной насмотренности для того, чтобы рисовать человека. Однако это вовсе не помешало ему иметь прекрасный художественный вкус, стать знаменитым и очень богатым художником.
Иван Айвазовский лучше всех передавал прозрачность морской воды, но ему не хватило насмотренности в человеческой фигуре
Хотите больше узнать о развитии насмотренности?
Если вы стремитесь жить и работать в свободном мире, вам просто необходим большой багаж ментальных эталонов на самые разные виды произведений и сюжетов. Алексей Шадрин предлагает самый и эффективный способ развить свою насмотренность: курс “Национальное искусство: формула личного стиля”.
Это уникальная программа ориентирована на формирование эталонов, адекватных разным культурам. Вы узнаете, что характерно для культуры Европы, Ближнего и Дальнего Востока, Австралии и Океании. В ходе обучения вы освоите внутреннюю логику искусства, необходимую для хорошей насмотренности. Итогом обучения станет потрясающий творческий заряд и мощный рывок в вашей профессии.
Вам нужно войти или зарегистрироваться