Войти
через
   
Зачем искусство творческому специалисту
Вы, возможно, заметили, что современные фотографы, видеографы, дизайнеры и другие творческие специалисты сосредоточены на получении быстро конвертируемых навыков: они изучают софт, читают статьи по маркетингу, но почти никогда не «заходят» в историю современного искусства. Потому что - зачем? Время выставок и музеев прошло, наш клиент сидит в интернете и качает оттуда совсем не картины Ван Гога.
Арт-аналитик Алексей Шадрин убежден: именно этот подход доводит творческих людей до отчаяния и вынуждает возвращаться в пыльные офисы, чтобы прокормить себя и семью. Потому что именно незнание языка искусства делает таких людей непонятыми, невостребованными и, в конечном итоге - несчастными. В статье-интервью, записанной при помощи журналиста Алены Чорнобай, Алексей Шадрин объясняет, как работает этот парадокс: аудитория, вроде бы, глупеет и перестает читать. Но одновременно с этим - становится более требовательной к образной составляющей творчества.
Не бегите от образов, они всё равно победят

В начале было слово? А вот и нет
Как вы помните, первая строка Евангелия от Иоанна заявляет: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Это синодальный перевод этой фразы. А вот более точный: «В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Богом». Кажется, что современный перевод чуть лучше отражает особенности восприятия многих и многих поколений людей: более двух тысяч лет христианство «форматировало» перцепции человека под толкования и поиск смыслов, анализ лексики и самовыражение через лексику. Слово, словесность, логическое мышление оставалось в доминанте даже в период Ренессанса. Но что же происходит сейчас, в новейшее время? Люди перестали читать. Если раньше литература была значимой частью жизни любого образованного человека, то теперь чтение уходит даже из образовательного процесса.
Каждый из нас предпочтёт круто смонтированный видеоролик, а не бумажную книжку с графиками. Конец света, деградация? Нет, Новый Ренессанс - считает арт-аналитик Алексей Шадрин.
«Сейчас, когда технический прогресс достиг уже совершенно немыслимых высот, ценность приобретают не факты, которые можно «загуглить» в любой момент. И не слова, которые раньше обращались к воображению по причине банального отсутствия перед глазами доступных образов. Играют роль тренды и концепции, идеи и критерии. И вместо литературного языка на первый план выходит язык визуальных образов.»
Внимание современных людей сосредоточено на образах, а не на словах
Может, это пройдет? А вот и нет
Не читают дети, не читают взрослые. Возможно, это какой-то период, который исчезнет, едва человек пресытится видеороликами из YouTube? Вовсе нет, и это связано, как минимум, с двумя факторами, которые не имеют обратной силы. Это стремительное развитие компьютерной техники и средств регистрации изображений. Этого нельзя отменить, это нельзя сбросить со счетов и без конца отстаивать старые привычки, опасаясь, что новые в чём-то хуже. Нет ничего страшного в том, что образность становится главенствующей в передаче данных, в том числе - эстетических и эмоциональных.
Более того, фантастическое развитие искусственного интеллекта тоже стоит на защите образа: теперь буквально каждый человек может создавать изображения двумя нажатиями клавиш. И Алексей Шадрин уверен: ИИ не враг для творческого специалиста, а лишь очередной инструмент для самовыражения и реализации. Нейросети не убьют фотографию, как когда-то фотография не убила живопись. Просто образный язык станет доступнее для подавляющего большинства людей, а значит - тексты отойдут на задний план еще быстрее.
Дети засыпают над книжками, зато снимают свое собственное видео
Рекомендуем вам набор классов по развитию творческого потенциала в современном мире
И что делать? Как тогда разговаривать со зрителем?
Языком образов: визуальным языком, кино-языком, языком изобразительного искусства. Вы скажете: погодите! Там выше написано, что люди и читать-то нормально скоро разучатся, откуда же им знать какой-то сложный образный язык, к тому же - язык изобразительного искусства?
Ответ прост: современный человек давно живет в эпоху визуального искусства и впитывает его не намеренно, а исподволь, просто существуя в интернет-пространстве. Хорошее кино, ладно скроенный и профессионально смонтированный видео-ролик, видео-клип или даже заставка в телевизоре неизбежно говорят на грамотном образном языке. Логика всех эпох оттранслирована сейчас через кинематограф и профессиональное телевидение. Киноделы и видеографы говорят с аудиторией, используя игру пространствами из готического искусства, фигуративные шифры - из раннего Ренессанса, статическую логику любования - Высокого и позднего Ренессанса, недосказанность - из эпохи Барокко, свободу выражения - из модернизма и позднего модернизма. Всем этим киношники очень активно пользуются и вколачивают в свою аудиторию бессознательную грамотность. И если зритель видит и чувствует нашу с вами неграмотность, будучи поневоле грамотным - он просто не реагирует на наши творческие произведения: не смотрит их, не воспринимает и не покупает.
Насмотренный поневоле зритель всё равно чувствует обман и безграмотность
И как манипулировать таким зрителем?
Легко. Нужно тщательно изучать изобразительный язык, сформировавшийся параллельно с литературой. Тот, который зародился еще в Древней Греции, потом развился во Флоренции пятнадцатого столетия, далее перекинулся в эпоху Барокко в Испанию и Голландию, а дальше через Англию, Францию и Германию дошел до нас в эпоху Модернизма и Постмодернизма.
Мы впитали его со всеми наблюдаемыми картинками, просмотренными кинофильмами, архитектурой и даже рекламой.
Посмотрите, к примеру, как «топорно» и грубо манипулируют зрителями современные поп-звезды. Вот подборка самого очевидного.
ПОДБОРКА ПОПУЛЯРНЫХ КЛИПОВ, ГДЕ ОБРАЗЫ ИСКУССТВА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ГРУБО И «В ЛОБ»:
Beyonce ft. Drake — Mine (Первый отрывок, очевидно, парафраз эпохи Возрождения, скульптура «Пьета», Микеланджело. В другом кадре вы можете увидеть поцелуй пары, покрытых белой тканью, что отсылает нас к бельгийскому сюрреалисту Рене Магритте и его картине «Влюбленные»)
Ariana Grande — God Is a Women (В клипе сплошь заимствования истории искусств и мифологии: певица в образе роденовского «Мыслителя», Капиталийской волчицы, образа Творца из Сикстинской капеллы)
Lady Gaga — Born This Way (постоянные отсылки к работам Сальвадора Дали) Kanye West — Famous (клип воспроизводит картину американского художника Винсента Дезидерио «Сон»)
Coldplay — Viva La Vida (прямые отсылки к картине Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах», одного из наиболее представительных художников французского романтизма 19 века)
Мультфильм «Destino» Уолта Диснея опирается на пять картин Сальвадора Дали, связывая их воедино образом девушки, проходящей через испытания жизни
А если «в лоб» не хочется? Как тогда?
Тогда — еще лучше! Это уже манипулирование медиа-контентом через знаменитый «кулешовский эффект», когда сопоставление разных монтажных кусков будет рождать новые смыслы. В чем вообще главная особенность нового времени и Нового Ренессанса? В первую очередь, в том –– считает Алексей Шадрин –– что изображение, наконец-то, обрело время. Живопись была абсолютно статичной, ее образ был зафиксирован, она существовала вне времени. А сегодня мы имеем возможность манипулировать не только картинкой, но и её жизнью во времени. И именно эта возможность, данная теперь каждому желающему, развивает образный слэнг и тот язык, который выработался за столетия.
Вы можете не делать «каверы» на знаменитые картины, известные арт-объекты и образы. Но вы можете «снимать» свет великих шедевров, играть с композицией, «рифмовать» свои картины и дизайн с трендами и мотивами искусства. Поймет ли вас ваш зритель? Возможно, не поймет. Потому что понимание - это тоже литература, толкование, объяснение. Это произнесение «словами через рот» каких-то догадок о том, что именно вы сделали в своем произведении, чтобы оно понравилось зрителю. То есть, совершенно иное восприятие, которое мы уже отправили на свалку истории. Пусть зритель не поймет, не осознает, не разгадает вашу манипуляцию. Но он точно будет ей подвержен, воспримет ее, впитает ее - и, как следствие, конвертируется в вашего постоянного клиента. Даже не осознавая, почему. Просто ему «понравится». Хотите лучше понимать, как именно это сработает?
Смотрите класс Алексея Шадрина «Скрытая логика изобразительного метода»
Как быстро разобраться в искусстве?
Это невозможно. Изучать искусство нужно просто впитывая его проявления и изучая концепции. Лучше всего это делать на практике, и хорошая новость в том, что у нас, действительно, существует быстрый метод. Это курс «Введение в изобразительное искусство», который дополнен домашними заданиями, воспитывающими умение видеть искусство вокруг себя. Это очень вдохновляющий курс: вам захочется фотографировать, делать ролики, рисовать.
Если же вы хотите разбираться только в современном искусстве - начните сразу с него. Пройдите онлайн-курс Алексея Шадрина «Современное искусство: концепции и практика», где вы углубленно изучите ключевые направления современного искусства.
А самый же важный курс по «манипулированию зрителем» - это, безусловно, курс «История искусства в творческой практике». Тут вы «схватите» самую суть разных течений и направлений искусства и попробуете себя в каждом из них. То есть, сразу начнете творить в «заданном ключе», обманывая зрителя и забрасывая «наживку» в виде проверенных веками приёмов.
Алена Чорнобай avatar
Стальная женщина-пиарщик, расслабленная литературным институтом. Способна написать пресс-релиз гекзаметром, перешутить комика и перекричать пароходный гудок. Единственный блогер, которому официально разрешено использовать обсценную лексику. Пишет летопись школы.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или  зарегистрироваться
Задать вопрос