Войти
через
   
Как придумать идею для фотографии: советы, которые работают
Настоящее искусство всегда «говорит» со зрителем, и фотография — не исключение. Однако, чтобы ваша фотография о чем-то говорила, заставляла задуматься, задерживала на себе взгляд, рождала дискуссии и провоцировала на диалог — вам необходимо придумать идею для снимка или проекта перед тем, как сделать свой кадр. Зачем это нужно, как работает и что конкретно необходимо делать, чтобы у вас возникла идея — журналисту Алене Чорнобай рассказал преподаватель онлайн-курсов по фотографии Антон Мартынов.
Untitled Там, куда мы отправляемся, дороги нам не понадобятся

Зачем нам вообще идеи
К примеру, затем, чтобы конкурировать с технически более совершенными генераторами изображений, которые подарил нам технический прогресс. Речь, разумеется, о нейросетях, которые в последнее время развиваются чуть ли не молниеносно. Еще пару месяцев назад мы хохотали над тем, как Midjourney бьётся над созданием шестипалых рук и акульих зубов на «портретах» несуществующих людей, а сегодня уже не можем сбрасывать со счетов её неоспоримые преимущества: скорость, доступность, детализацию.
Untitled Моя пррреееелесть!
Нужно получить изображение фактурных старцев в этнических нарядах посреди джунглей? Не потребуются ни старцы, ни джунгли. Нейросети научились генерить людей любых национальностей, рас и возрастов. В любых любых фотореалистичных декорациях, погодных условиях и эмоциях. Вам ни нужна ни техника, ни модели, ни путешествия. Просто введите правильный запрос.
Untitled Это - тоже нейросеть. При более низких разрешениях вполне сойдет за «реальность»
Более того, если вам необходимо получить изображение реального человека — вы можете просто «скормить» его фотографию нейросети, и она сама поместит его в нужные декорации, нужный ракурс и нужный свет: сама оденет его, сама причешет, сама накрасит. Представляете, какая экономия на производственном процессе? Именно поэтому сейчас столько разговоров о нейросетях: фотографы уже всерьез опасаются, что «восстание роботов» оставит их без работы.
Но дело в том, что сама постановка вопроса о соперничестве нейросетей и людей — довольно бессмысленна и примитивна. Потому что творческий процесс не происходит без человека. И какой бы продвинутый инструмент вы ни использовали в своем творчестве, главной нейросетью всё равно будет оставаться ваш мозг.
В чем ваше преимущество?
 
Юмор. Ни одна нейросеть не умеет и никогда не сумеет шутить, как человек. Юмор — это порождение социального и эмоционального интеллекта, имеющее высочайшую корреляцию с так называемым «творческим мышлением» человека, которое невозможно синтезировать.
Творчество как таковое. ИИ не способен на творчество, равно как и на любую другую разумную деятельность. По сути, это не интеллект, а система, работающая по алгоритму в рамках ограниченной формально-логической модели.
Кругозор и насмотренность человека. С чем бы вы не работали — с фотокамерой или нейросетью, именно вы являетесь создателем изображения. Вы придумываете идею, вы её воплощаете выбранным вами инструментом, вы отбираете из десятков вариантов «тот самый», вы его обрабатываете, дорабатываете и презентуете.
 
Более того, повсеместное удивление возможностями ИИ уже плавно сходит на нет. Аудитория возвращается к «заводским настройкам»: ей снова плевать, каким образом сделано изображение. Работал над ним целый продакшн, или его сделали за пару кликов. Картинка либо интересная, либо нет. А, значит, мы снова возвращаемся к идее — главной составляющей любой картинки, без которой она просто неинтересна.
Untitled
Развивайтесь, это всех раздражает
 
Фотография — это, в том числе, и ваше самовыражение. А для того, чтобы вы могли что-то выразить, нужно что-то в себе содержать. Например, идеи, которые зритель захочет обсуждать, или сопереживать им, или наслаждаться какими-то образами.
Большинство фотолюбителей описывают свой творческий процесс как работу «по наитию». Но это ошибочное ощущение. Антон Мартынов утверждает, что это – либо результат вашей нервной деятельности (вы о чем-то думали, что-то чувствовали — и именно поэтому «увидели» и сняли нужный кадр), либо — результат насмотренности и тренированности, когда вы на что-то среагировали, мгновенно осознав, что видите что-то интересное.
Смотрите класс Антона Мартынова «Упражнения для саморазвития», который содержит приёмы генерации идей и помогают фотографу в работе и творчестве.
Логический же путь — вначале придумать идею. Это сложно, и многие фотографы буксуют именно на этом этапе. Где брать идеи? Чем вдохновляться?
Конвертируйте в творчество свои личные переживания или какие-то события, которые волнуют вас в данный момент.
Обратите внимание на события, происходящие в мире. И выразите к ним свое отношение через фотографию.
Почерпните вдохновение в классических сюжетах: «Ромео и Джульетта», «Икар», «Эдип» и т.д.
Поразмышляйте на какую-то тему. Переосмыслите творческие диалоги, работы других авторов, поэкспериментируйте.
Если совсем ничего не приходит в голову
 
Если вы столкнулись с творческим кризисом или выгорели, размышляя на личные или общественные темы, действуйте иначе. Заведите себе тематические подборки. Пусть это будут отдельные папки на вашем компьютере, куда вы будете складывать различные изображения на темы, которые вас интересуют. Что это может быть? Что угодно!
Красивые корабли в пейзажах
Съемки с необычного ракурса
Красивые девушки на закате
 
Возьмите за правило каждый день тратить минут 15-20 на пополнение этих папок. Ищите в интернете впечатляющие изображения и каталогизируйте их по темам. В какой-то момент вы заметите, что эти папки перестанут быть вам интересны, потому что в процессе такой работы к вам придет понимание, что интересовало и волновало вас, на самом деле, не это. Не корабли в пейзажах, не девушки и даже не ракурс. А какая-то одна идея, одна деталь, к которой вы бессознательно и стремились, искали её. И нашли.
Untitled Каждому знакомо чувство «творческой немоты», но из него есть выход
Проработка идеи
 
Это тоже важный этап, на котором многие ломаются. Вам уже кажется, что вы нащупали что-то конкретное, поймали образ, почувствовали вдохновение, но на деле оказывается, что вы снова не понимаете, что снимать.
Возьмите блокнот и пропишите вашу идею в виде сценария. Искусствоведы говорят, что образное мышление и логическое — это два разных занятия, которые часто друг с другом «не дружат». Но у вас нет задачи убить образ словами, наоборот. С помощью слов вы лучше проработаете идею, поймете какие-то важные детали и конкретизируете образ так, чтобы он стал понятен не только вам, но и в дальнейшем — вашему зрителю. Помните разборы работ студентов на любых курсах по фотографии? Тот самый момент, когда вы впервые объясняете группе свою идею словами — и вдруг сами понимаете, что не докрутили её, не продумали. И именно поэтому группа не «считывает» ваш посыл, вашу эмоцию, ваше изображение. Проработка идеи в блокноте поможет вам этого избежать.
Сделайте эскизы. Если у вас есть хоть какой-то навык делать зарисовки – это очень хорошо сработает на визуализацию вашей идеи. Совершенно не важно, хорошо ли вы при этом рисуете: важно просто представить будущую работу на плоскости и разметить композицию, положение фигур и так далее.
Соберите мудборд. Идеально, если вы сделаете для себя пометки, что откуда брать и что для чего может вам пригодиться. В мудборд включите мини-сценарий, который написали ранее, пропишите хотя бы в нескольких предложениях, что будет происходить в кадре, пропишите весь реквизит, одежду, технику, локацию, антураж. Добавьте вдохновляющие иллюстрации. Добавьте музыку! Она создает определенные ассоциации и тоже отлично работает.
Смотрите класс Антона Мартынова «Что такое хорошо и что такое плохо в фотографии», который поможет вам оценить свою идею и воплотить ее.
Проверка идеи
 
Какой бы хорошей вам не казалась ваша идея, что-то может пойти не так. Например, она может оказаться неактуальной для вашей аудитории в данным момент. Или быть совершенно не понятой, не считываемой, сложной. Что делать, чтобы избежать разочарования после проделанной работы? Проверьте идею перед тем, как возьметесь за ее реализацию.
Поищите по описанию в интернете, а что люди ожидают увидеть в изображении с такой идеей. Это поможет вам «не перемудрить» и яснее визуализировать то, что пришло вам в голову.
Отфильтруйте идею: подумайте, готовы ли вы будете напечатать финальный снимок и повесить его на стену? Если да — возможно, идея стоящая.
Подумайте, готовы ли вы купить подобный снимок и потрать на него ощутимую сумму? Это тоже важный фильтр, который подскажет вам, в том ли направлении вы двигаетесь.
Представьте, что кто-то украл ваш кадр или утащил к себе в паблик. Возможна такая ситуация? Это еще один фильтр.
Если пересказать ваш кадр словами, это будет интересный рассказ? Попробуйте — и вы пройдете очередной важный фильтр.
Как научиться делать интересные фотографии?
 
Практика и только практика. Причем, не самостоятельная, а с хорошим наставником, который уделяет время идейной составляющей и разбирает с вами ваши снимки не только с позиций профессионала, но и с позиций обычного зрителя. Лучше всего выбрать онлайн-курсы для фотографов именно с обратной связью, где кроме увлекательных домашних заданий есть еще работа над ошибками и анализ результата.
Вот эти курсы:
Основы фотографии: практика — курс, где вы попробуете себя во всех жанрах фотографии и определитесь со своими предпочтениями, стилем и траекторией развития.
Потретная фотография — главный курс для фотографа, где обширно изучается съемка людей.
Студийная съемка — курс о работе с профессиональной студийной техникой, направленный на подготовку коммерческого портфолио.
Алена Чорнобай avatar
Стальная женщина-пиарщик, расслабленная литературным институтом. Способна написать пресс-релиз гекзаметром, перешутить комика и перекричать пароходный гудок. Единственный блогер, которому официально разрешено использовать обсценную лексику. Пишет летопись школы.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий
Вам нужно войти или  зарегистрироваться
Задать вопрос